Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Контакты Телеграм-канал
Lawfirm.ru - на главную страницу

  Комментарии


Товарные знаки в Китае

 


Законодательство и правоприменительная система Китая в настоящее время предоставляет правообладателям достаточное количество правовых инструментов для защиты своих прав от недобросовестных участников оборота.

30.07.2020Jones Law Professional Corporation, www.jonesco-law.ca

За три десятилетия, прошедшие с начала «китайского экономического чуда», Китай достиг значительных успехов в создании работающей системы защиты интеллектуальной собственности, превратившись из «фабрики подделок» в мирового лидера по многим ключевым показателям в области интеллектуальной собственности. Китай является лидером по числу патентных заявок[1] на изобретения и полезные модели, и заявок на регистрацию промышленных образцов. Аналогично обстоят дела и с торговыми знаками: в 2019 году, более половины (51.4%) всех заявок на регистрацию торговых знаков в мире было подано в Китае, также преимущественно резидентами Китая.

Законодательство и правоприменительная система Китая в настоящее время предоставляет правообладателям достаточное количество правовых инструментов для защиты своих прав от недобросовестных участников оборота. Китай является страной континентального права, в значительной степени основанной на праве Германии, и многие элементы законодательства и правоприменительной практики будут знакомы юристам из стран континентального права, в том числе России.

По общему правилу, правообладателем товарного знака в Китае признается не тот, кто первым начал его использовать, а тот, кто первым его зарегистрировал. Китай не предоставляет защиту товарного знака на основании регистрации в другой стране. Таким образом, участникам торгового оборота, серьезно относящимся к защите своего бренда, рекомендуется зарегистрировать свои товарные знаки в Китае заранее и желательно до того, как бренд станет известен в Китае.

Недобросовестная регистрация иностранных товарных знаков в Китае с целью их последующей продажи правообладателям (так называемый «сквоттинг») до сих пор является частой проблемой, с которой сталкиваются компании, производящие или распространяющие свои товары в Китае. Закон о товарных знаках и Закон о недобросовестной конкуренции содержат ряд положений, которыми могут воспользоваться правообладатели, чтобы отменить недобросовестную регистрацию или получить на нее права. Однако в подавляющем большинстве случаев своевременная регистрация товарного знака является более экономически целесообразным подходом, нежели последующее оспаривание недобросовестной регистрации в судах.

Регистрация товарных знаков в Китае осуществляется Китайской национальной администрацией по интеллектуальной собственности («КНАИС») и занимает в среднем 12-15 месяцев. Срок регистрации товарного знака составляет 10 лет с возможностью продления. Заявка может быть подана напрямую либо через международную процедуру регистрации товарных знаков (Мадридский протокол). Стоит учитывать, что процент отказов в регистрации по международной процедуре в Китае составляет около 60%, поскольку КНАИС предъявляет ряд уникальных требований к заявке на регистрацию товарного знака по сравнению со многими другими странами-участницами Мадридского протокола.

В качестве товарного знака в Китае можно зарегистрировать любое обозначение, имеющее различительную способность относительно источника товаров или услуг. Таковыми могут выступать слова, буквы, цифры, двух- и трехмерные изображения, сочетания цветов, звуки, а также любые комбинации этих символов; слоганы и внешний вид изделий. Однако, в настоящее время некоторые обозначения зарегистрировать в качестве товарных знаков нельзя. К ним относятся запахи, вкусы, голограммы, движущиеся изображения и текстуры. 

Неохраноспособное само по себе обозначение может быть зарегистрировано в случае, если доказана его различительная способность, приобретенная вследствие использования этого обозначения. Кроме того, может быть зарегистрирована комбинация неохраноспособных элементов, если их сочетание обладает различительной способностью. Приобретенная различительная способность может служить основанием для оспаривания отказа в регистрации товарного знака. 

Если вы продаете товары или оказываете услуги на территории Китая, то, помимо товарных знаков на английском или ином языке, мы рекомендуем создать и зарегистрировать товарный знак на китайском языке. Локализация иностранного бренда в Китае позволяет значительно увеличить его узнаваемость и репутацию среди населения, поскольку многие китайцы не говорят на иностранных языках. Если владелец бренда сам не создаст китайское наименование, высока вероятность, что это сделает за него его китайский дистрибьютор или даже потребители. Поскольку одно и то же слово можно передать через разные иероглифы, владельцу бренда важно иметь возможность определить и контролировать, какой смысл содержится в китайском наименовании и соответствует ли он желаемому имиджу бренда. Также для владельца бренда важно контролировать, как используется его название, во избежание нанесение ущерба его репутации.

 


[1]За весь 2018 год, 1,5 миллиона всех патентных заявок в мире (46.4%) было подано в Китае, в основном резидентами Китая. WIPO IP Facts and Figures 2019, https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_943_2019.pdf

 

Прочитавших: 3744 Версия для печати

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Новости

 

 






Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты Политика конфиденциальности