Как известно, 17 июня 2009 г. делегации России, Белоруссии и Казахстана, выступая в рамках своего Таможенного союза, устно проинформировали ВТО о приостановлении индивидуальных переговоров по вступлению в данную организацию.
Это не означает, что Россия отказывается от членства в ВТО. Нет никаких сомнений, что переговоры будут продолжены, однако Россия, как заявляют ее власти, будет договариваться о том, чтобы ВТО воспринимало Россию, Белоруссию и Казахстан, составляющих Таможенный союз, как единое лицо на переговорах. Данный шаг России следует приветствовать хотя бы по следующей причине.
С 1999 г. по 2004 г. российская делегация, обсуждая проект обязательств согласно Генеральному соглашению о торговле услугами (одно из важнейших соглашений ВТО), под давлением США и ЕС пошла на совершенно неоправданные уступки, которые будут иметь негативные последствия для российского общества, экономики и государства.
Юристы коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры» неоднократно указывали, что обязательства России перед ВТО в отношении товаров и иных видов услуг находятся с точки зрения юридического качества на том же низком уровне, что и обязательства России в отношении сферы юридических услуг. С правовой точки зрения итоги переговоров являются для российского общества, экономики и государства не только плачевными, но еще и опасными.
Необходимо также отметить, что приостановление индивидуальных переговоров России по вступлению в ВТО имело место сразу после саммита стран БРИК в Екатеринбурге.
Как известно, в ходе переговоров с Россией была полностью проигнорирована позиция Бразилии, Индии и Китая, которые уделяют большее внимание развитию национальной сферы юридических услуг и не желают попадать в зависимость от иностранных поставщиков. Важно отметить, что быстро развивающиеся Бразилия и Индия не стали брать на себя никаких обязательств перед ВТО применительно к сфере юридических услуг: они понимают, насколько важно обеспечить развитие национальной правовой системы для достижения успеха в глобальной конкуренции. Китаю под давлением некоторых членов пришлось взять такие обязательства, но с очень серьезными ограничениями. На этом фоне позиция России выглядит проигрышной: она оказалась единственной из стран БРИК, которая демонстрирует явное равнодушие к сфере юридических услуг. Пример чрезмерно широких обязательств перед ВТО, взятых некоторыми бывшими республиками СССР, наглядно показывает, к каким негативным последствиям может привести необдуманная позиция.
Соответственно в ходе новых переговоров по вступлению России, Белоруссии и Казахстана в ВТО в качестве Таможенного союза следует добиваться обязательств, которые с точки зрения юридического качества находились бы на высоком уровне и учитывали стратегические интересы российского общества, экономики и государства. Актуальность данного вопроса особенно возрастает в условиях экономического кризиса. | |