С 1 марта 2009 г. в России был введен механизм прямого возмещения убытков между страховыми организациями по договорам страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). В соответствии с действующим законодательством[1] прямое возмещение убытков – это возмещение вреда имуществу потерпевшего страховой компанией, с которой у него заключен договор ОСАГО (прямым страховщиком). Такое возмещение предполагает, что страховая компания, в свою очередь, выставляет страховщику причинителя вреда (традиционному страховщику) требование о выплате суммы возмещения. Причем страховые компании могут производить расчеты между собой как по фактически выплаченным суммам, так и по фиксированным. В настоящий момент Российским Союзом Автостраховщиков разработаны критерии использования 9 ставок фиксированных сумм, также действующих с 1 марта 2009 г.
В Налоговом кодексе РФ есть положения, определяющие порядок учета доходов и расходов страховых компаний, работающих по договорам ОСАГО. Однако специальных норм, регулирующих учет операций с фиксированными суммами страховых выплат, на данный момент нет.
Изменения, содержащиеся в законопроекте, предлагается внести в статьи 251, 293, 294 и 330 НК РФ. В настоящее время в соответствии с пп. 39 п. 1 ст. 251 НК РФ страховая компания, возместившая вред потерпевшему, не включает в доходы по налогу на прибыль сумму, полученную от страховщика причинителя вреда. Поправками планируется ввести ограничение, в соответствии с которым исключить из доходов можно будет только фактически выплаченную потерпевшему часть возмещения. Если же фиксированная сумма страховой выплаты превышает сумму фактического возмещения вреда, полученную положительную разницу необходимо будет включать в доходы. Более того, традиционный страховщик также должен будет включать в доходы положительную разницу, если сумма страховой выплаты по договору с ее клиентом превысит фиксированную выплату, перечисленную прямому страховщику (п. 2 ст. 293 НК РФ в предлагаемой редакции).
Изменения коснутся и порядка учета расходов. Если фиксированная выплата, которую получил прямой страховщик, меньше суммы фактического возмещения, разницу можно будет включить в расходы. Также можно будет признать расходом традиционного страховщика отрицательную разницу, возникшую при превышении фиксированной выплаты над суммой страховой выплаты по договору ОСАГО с причинителем вреда (пп. 9.1 и 9.2 п.2 ст.294 НК РФ в предлагаемой редакции).
Для расчета указанных доходов и расходов по итогам каждого отчетного периода будут сопоставляться совокупные суммы положительных и отрицательных разниц, возникших по итогам расчетов с каждым страховщиком. При этом будут учитываться только те операции, по которым завершены расчеты на конец периода. Те же операции, по которым расчеты не завершены, будут учитываться в следующем отчетном (налоговом) периоде (ст. 330 НК РФ, ч.ч. 10 и 11).
Предлагаемые поправки должны стабилизировать рынок ОСАГО, так как без четкого законодательного регулирования налогового аспекта механизм расчетов по фактическим суммам не может полноценно работать. Именно потребностью рынка во введении такого регулирования авторы проекта обосновали необходимость изменения законодательства. По их мнению, осуществление расчетов по фиксированным суммам позволит комплексно решить сразу несколько проблем, неизбежно возникающих при расчетах по фактическим суммам. Прежде всего, проблему постоянного оспаривания традиционным страховщиком суммы возмещенного прямым страховщиком вреда и желание прямого страховщика завысить сумму возмещаемого вреда своему клиенту.
Так как законопроект по замыслу авторов должен улучшать положение налогоплательщиков, ему планируется придать обратную силу и распространить на отношения, возникшие после 1 января 2010 г.
Документ:
Проект Федерального закона № 344922-5 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
[1] Ст.1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" | |