Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Контакты
Lawfirm.ru - на главную страницу

  Комментарии


 


Налоговый Due Diligence при сопровождении сделок M&A в Узбекистане



10.04.2014Юридическая фирма "Diplomat Law", www.diplomatlaw.com
Реклама:

Бюро переводов ТРАНСЛЕКС: точный юридический перевод и лингвистическое сопровождение бизнеса »»

Старая английская пословица - «В мире неизбежны только две вещи: смерть и налоги» - лишний раз подтверждает значимость и важность процедуры налогового Due Diligence, как одного из необходимых атрибутов большинства сделок M&A (слияний и поглощений).

1. Современные ключевые тенденции развития стандартной процедуры Due Diligence и его налоговой составляющей – Тax Due Diligence

«Due Diligence», как общепринято это считать, представляет собой комплексную диагностику бизнеса либо его части как объекта купли-продажи, в ходе которой осуществляется сбор и анализ информации об объекте сделки на предмет выявления возможных рисков и факторов, способных повлечь различного рода юридические последствия. При этом важно учесть, что во многих случаях результаты предварительного проведенного Due Diligence имеют существенное значение при принятии покупателем (инвестором) окончательного решения о приобретении бизнеса и определения его стоимости, будь то объект сделки - доли в уставном капитале, акции, какие-либо активы, предприятие как имущественный комплекс и т. д.

В этой связи, в зависимости от целей покупателя (инвестора), целесообразно рекомендовать проведение комплексной или стандартной процедуры Due Diligence, либо какой-либо из его разновидностей, в частности, налогового Due Diligence - Тax Due Diligence.

Традиционно одной из задач проведения Due Diligence принято считать выявление и предупреждение возможных рисков для покупателя (инвестора), однако, на самом деле, на наш взгляд, более приемлемым следует говорить не только о рисках, но и о любых последствиях заключения сделки, как положительных, так и отрицательных, и в случае наличия последних - выработки механизмов их устранения либо оптимизации.

Современные принципы и методология проведения Due Diligence формировалась в течение многих лет преимущество в западных странах, в которых они, будучи естественным элементом сделок M&A, находят свое отражение в строгих стандартах и правилах. В этой связи можно отметить принятие в США Закона Сарбейнса Оксли 2002 года (Sarbanes-Oxley Act) либо Соглашение швейцарских банков о должной проверке в Швейцарии (The Swiss Bank's Due Diligence Agreement). В то же самое время история совершения сделок M&A и проведение Due Diligence в странах СНГ имеет историю немного более чем двух десятилетий, что во многом объясняет отсутствие единых стандартов и воззрений как у профессиональных участников этого рынка, так и у юридического сообщества. Более того, ни в России, ни в Узбекистане не только нет еще таких стандартов, что, несомненно, требует их разработки и скорейшего внедрения и, что самое важное, к сожалению, нет должного соблюдения на практике.

Действующие отдельно в каждой из стран СНГ свои национальные стандарты ведения бухгалтерского учета, также, к сожалению, не регламентируют процедуру проведения налогового Due Diligence.

Не акцентируя внимание на всех отличиях стандартного различия между аудитом и налоговым Due Diligence, словами известного западного финансиста Джима Вуда можно сказать, что аудит - это выражение мнения относительно финансовой отчетности в соответствии с определенными стандартами (правилами ведения бухгалтерского учета), а не процесс обнаружения ключевых рисков, которые могут заинтересовать продавца и покупателя (участников сторон сделки по купли-продаже компании), присущего как раз для налогового Due Diligence.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что налоговый Due Diligence - это важная составная часть комплексной или стандартной процедуры Due Diligence, призванная дать покупателю достоверную информацию об исполнении приобретаемой компанией своих налоговых обязательств в прошлом и в настоящем, а также прогнозируемом размере налогового бремени в будущем.

При проведении налогового Due Diligence осуществляются:

• проверка соответствия финансово-хозяйственной деятельности компании действующему налоговому законодательству;

 

• оценка основных налогов, подлежащих уплате компанией;

• оценка налоговых последствий по заключенным сделкам (контрактам);

• оценка уже используемых, а также потенциальных схем оптимизации налогообложения;

• проверка наличия у компании налоговых правонарушений и учет вероятных результатов существующих и будущих налоговых споров, а также выявление последствий предъявления претензий со стороны налоговых органов.

Классически принято выделять следующие способы приобретения существующего бизнеса, которыми может воспользоваться покупатель (инвестор):

а) приобретение акций (долей) в уставном капитале компании;

б) приобретение базовых активов компании;

в) покупка предприятия как имущественного комплекса;

г) реорганизация юридического лица в форме слияния либо присоединения.

Каждый из этих способов, естественно, имеет как свои плюсы, так и свои минусы, в связи с чем требуется рассматривать выбор того либо иного способа с точки зрения целесообразности и применимости к каждому отдельному случаю.

 

2. Структурирование процедуры Тax Due Diligence в Узбекистане

Налоговый кодекс Республики Узбекистан (далее – НК РУз), вступивший в силу 1 января 2008 года, изначально был разработан как кодекс прямого действия. Однако общепринято считать, что процедура проведения налогового Due Diligence, впрочем, как и других разновидностей комплексной или стандартной процедуры Due Diligence, не достаточно регламентирована законодательством стран СНГ, в том числе и Узбекистана, и осуществляется в соответствии с определенными договоренностями между покупателем, конечным собственником приобретаемых активов, компанией, являющейся предметом продажи (либо владельцем отдельных активов), и консультантом, проводящим Due Diligence. В некоторых случаях к этому списку можно отнести и инвестиционных посредников.

«Слияния и поглощения» в их классическом понимании в большинстве случаев совершаются в Узбекистане по общим правилам реорганизации юридических лиц.

При слиянии и присоединении юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу либо к юридическому лицу, к которому было осуществлено присоединение, на основании и в объеме, предусмотренных передаточным актом.

Применительно к вопросам налогообложения, ключевое значение здесь имеет вопрос объема налогового правопреемства. Исполнение налогового обязательства по уплате налогов и других обязательных платежей реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника независимо от того, были известны или нет до завершения реорганизации правопреемнику факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения налогового обязательства реорганизованным юридическим лицом.

Необходимо отметить, что в Узбекистане регистрирующие органы, как правило, осуществляет процедуру слияния или присоединения только по представлении со стороны присоединяемых компаний справки из налогового органа об отсутствии задолженности перед бюджетом на момент реорганизации.

Часто на практике возникает вопрос об ответственности продавца в связи с возникновением в будущем налоговых претензий, возникновение которых возможно по результатам проведения внеплановой налоговой проверки, камерального контроля и т. п. По общим правилам налоговое обязательство юридического лица прекращается после его реорганизации путем присоединения (в отношении присоединившегося юридического лица), слияния, разделения и преобразования. Следовательно, в подобных случаях продавец должен освобождаться от данной ответственности с момента такой реорганизации. Это относиться, прежде всего, к административной и уголовно-правовой ответственности, но в то же время, как же быть в этом случае компании-правопреемнику либо покупателю, если продавец при продаже своего бизнеса предоставлял заверения и гарантии об отсутствии обязательных платежей? Должен ли продавец нести какую-либо гражданско-правовую ответственность? На наш взгляд, данный вопрос должен найти свое отражение в условиях соответствующих контрактов, заключаемых между участниками сделок.

При этом важно учесть, что орган государственной налоговой службы может начислить или пересмотреть начисленную сумму налогов и других обязательных платежей в течение пяти лет после окончания налогового периода. В пределах этого же срока налогоплательщик вправе потребовать зачета либо возврата излишне уплаченных сумм налогов и других обязательных платежей.

В Узбекистане одним из условий, способных повлиять на условия налогообложения приобретаемой компании, является территориальный (региональный) и отраслевой аспект её деятельности. В качестве примеров такого влияния можно отметить нахождение приобретаемой компании в одной из свободно экономических зон, созданных в Узбекистане, либо учреждения и функционирования в отдельных трудоизбыточных регионах.

Важное значение имеет и отраслевая специфика (вид деятельности компании). К примеру, если компания осуществляет лицензируемую деятельность, либо пользуется специальными целевыми льготами и преференциями, то в случае приобретения данной компании и последующей её реорганизации, все преференции и льготы, предоставленные ранее приобретаемой компании специальными актами законодательства - теряют силу, и компания-правопреемник не сможет воспользоваться имеющимися ранее льготными условиями налогообложения. В связи с этим, в целях сохранения компанией имеющихся налоговых льгот и лицензий, одной из наших рекомендаций является приобретение компаний в Узбекистане путем выкупа акций либо доли в их уставном капитале.

 

3. Нюансы выбора объектов

 

Рассматривая вопрос об исследовании и прогнозировании налоговых последствий (рисков), связанных с приобретением компании в Узбекистане, следует обратить внимание на возможность осуществления налоговыми органами повторной проверки, в т. ч. в отношении налоговых периодов, которые ранее уже являлись предметом плановых и внеплановых проверок.

Одним из вариантов решения этой проблемы может стать совершение сделки M&A путем приобретения базисных (основных) активов компании.

К особенностям в выборе объектов при проведении налогового Due Diligence следует отнести исследование возможности наличия налогового потенциала (выявление переплат, возможностей для оптимизации налогообложения), определяемых индивидуально для каждой отдельной компании посредством:

- выявления неиспользованных установленных НК РУз или специальными подзаконными нормативно-правовыми актами льгот;

- возможности перехода на упрощенную систему налогообложения;

- вхождения в специальные государственные инвестиционные программы, предоставляющих условия налогообложения, отличные от стандартных.

 

4. Объем проверки

 

Объем вопросов, подлежащих исследованию при проведении налогового Due Diligence, имеет важное практическое значение. По наиболее рискованным налоговым позициям необходимо проверить правильность:

• определения облагаемой базы и объектов налогообложения на основании первичных документов;

• применения льгот, ставок налогов и соблюдения условий, дающих право применять льготы.

Из-за сложности определения облагаемой базы и наличия различных требований, которые необходимо выполнять для правомерного применения льгот, к таким наиболее рискованным позициям обычно относят:

• налог на прибыль;

• НДС;

• налог на имущество.

Кроме того, в эту категорию можно включить также налогообложение в части экспортных и импортных операций, которые требуют принятия во внимание международно-правовой составляющей условий налогообложения, регулируемых межгосударственными и межправительственными соглашениями.

В Узбекистане принят ряд нормативно-правовых актов, существенно затрудняющих деятельность фирм-однодневок, целью которых, как и в других странах, является частичное либо полное уклонение от уплаты налогов, не имеющее ничего общего с налоговой оптимизацией.

Например, при первом же поступлении в результате проведенных торговых операций денежных средств на расчетный счет компании, получившей лицензию, необходимую для осуществления оптовой торговой деятельности, налоговый агент безакцептно списывает с него сумму налога с оборота.

Также сделки, в которых одной из сторон являются оффшорные компании, как правило, сразу попадают под поле зрения и контроль правоохранительных органов.

 

5. Распределение налоговых рисков

 

Налогообложение компании производится в соответствии с законодательством Узбекистана, действующим на момент возникновения налоговых обязательств.

Акты налогового законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, если иное не предусмотрено НК РУз. В то же время положение налогового законодательства, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства, имеют обратную силу.

Следует особо подчеркнуть, что со вступлением в силу нового НК Республики Узбекистан прямого действия риски, обусловленные неверным толкованием его условий, значительно снизились. Однако на практике все же иногда случаются ситуации, когда со стороны налоговых органов имеют место быть случаи неправильной трактовки тех или иных норм налогового законодательства.

В такой ситуации важно учитывать, что выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, данных уполномоченными органами или их должностными лицами в пределах их компетенции являются обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.

 

В завершении необходимо отметить, что практически любая сделка M&A в той или иной степени сопровождается предшествующим ей комплексной или стандартной процедурой Due Diligence. А налоговый Due Diligence, как важная составляющая такой процедуры, направлен на выявление налоговых рисков или последствий и обязательно должен проводиться с учетом всей совокупности особенностей правовой и налоговой юрисдикции приобретаемой компании наряду с учетом всех иных нюансов.

 

Жахонгир Азимов,

Юридическая фирма "Diplomat Law" (Узбекистан),

 

партнер, Исполнительный директор.

 

 


Прочитавших: 4596 Версия для печати

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Пресс-релизы

Суды и сделки

Анонсы

События







Translex - Юридически грамотный перевод

Аксином. Переводческие услуги для юридического сообщества




Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты