С лета 2010 года вступил в силу Таможенный Кодекс Таможенного Союза и тем самым заложил начало самой большой по территории таможенной зоны в мире.
За относительно короткое время, правительствами стран членов ТС и органами управления ТС была принята масса всевозможных актов, направленных на построение единой таможенной территории. Однако, несмотря на это, в настоящее время в ТС наблюдаются стойкие проблемы практического характера, мешающие, на наш взгляд, полноценному внедрению принципов интеграции.
Нам кажется, что основная проблема заключается в том, что с момента создания ТС прошло на самом деле не так много времени и правоприменительная практика, да и вообще бизнес, еще не успели возыметь какой-то эффект. Плюс к тому же, очевидно что синхронизировать внешне-экономические процессы трех независимых государств – попросту невероятно сложная задача.
Целью этого данного объединенного материала является обзор основных проблем и аспектов, требующих по нашему мнению дальнейшей проработки и обсуждения. Несомненно, эффективность ТС напрямую зависит от желания наднациональных и национальных институтов взаимодействовать для достижения реальной интеграции и поэтому решение проблем ТС возможно только с участием как государства, так и бизнеса в целом.
1. Контроль таможенной стоимости (применение ценовых профилей риска, средние размеры корректировок, количество обжалований в вышестоящий таможенный орган и суд, процент выигранных импортерами споров)
В Республике Беларусь (далее «РБ»), Республике Казахстан (далее «РК») и в Российской Федерации (далее «РФ») контроль таможенной стоимости осуществляется таможенными органами.
В РБ таможенные органы самостоятельно определяют категории товаров, которые подлежат дополнительному контролю таможенной стоимости. В связи с тем, что информация по контрольным уровням отсутствует в открытом доступе, импортер только после подачи декларации узнает, что таможенная стоимость товара ниже согласованных контрольных значений и подлежит дополнительной проверке.
В Казахстане необходимость в проведении дополнительной проверки определяется с помощью Системы контроля управления рисками («СКУР»), которая на основании двух показателей – профиль риска и индикаторы риска – позволяет делать выборочный досмотр грузов при срабатывании определенных параметров. Однако, так же как в РБ, в РК импортеры не имеют доступ к этой системе и не знают параметры, применяемые СКУР, а, следовательно, не могут определить риски по каждому отдельному грузу.
В РФ дополнительные проверки проводятся в основном в связи с отклонением заявленной таможенной стоимости от применяемых таможенными органами «ценовых профилей риска» либо по причине дополнительных начисления к заявленной стоимости лицензионных платежей.
Действия таможенных органов могут быть обжалованы в судебном порядке, но, к сожалению, установившейся практики и статистики по этим делам в РБ и РК на сегодняшний день нет. В РФ по статистике импортеры достаточно часто обжалуют решения таможенных органов, связанных с корректировкой таможенной стоимости. По данным Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации за 2011 год арбитражными судами всего было рассмотрено более 11 тыс. дел, связанных с применением таможенного законодательства. Более половины этих дел связаны с обжалованием решений таможенных органов, относящихся к определению таможенной стоимости товаров. Таможенные органы проигрывают участникам ВЭД приблизительно в 70% случаев.
2. Классификация товаров: применение правил 2а, 3в ОПИ
В рассматриваемых странах применяется Единая товарная номенклатура Таможенного союза, утверждаемая Советом Евразийской экономической комиссии, и, соответственно, Основные правила интерпретации ТН ВЭД ТС, являющиеся ее неотъемлемой частью. Рассмотрим применение правил на примере РФ.
Правила необходимо использовать только последовательно, т.е. переходя от Правила 1 к Правилу 2, от Правила 2 к Правилу 3 и т.д. Таким образом, последующее правило можно применить только в случае невозможности применения предыдущего правила.
При этом Правило 2априменяется только для классификации товаров, которые предъявлены:
· в разобранном виде;
· в предъявляемом предмете отсутствуют какие-либо части, входящие в состав полностью готового товара;
· над предъявляемым предметом необходимо произвести еще технологические операции, чтобы он был готов к эксплуатации.
Для ввоза машинно-технических изделий, технологического оборудования, которые в силу коммерческих, транспортных либо других причин не могут поставляться одновременно, правило 2а применяется на основе специального акта таможенного органа, предусмотренного статьей 107 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» - Решения по классификации товара в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, ввоз или вывоз которого предполагается различными товарными партиями в течение определенного периода времени.
Кроме этого, ФТС России утверждает Сборник решений и разъяснений по классификации по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) отдельных товаров, который обновляется почти каждый год.
Правило 3 применяется в случае prima facie, т.е. когда товар на первый взгляд может быть отнесен к двум или более товарным позициям. Применение Основных правил интерпретации 3а, 3б и 3в наибольшие трудности вызывает при классификации многофункциональных электронно-технических изделий как промышленного, так и бытового назначения. Как правило, таможенные органы по-разному интерпретируют данные правила в отношении конкретных товаров в зависимости от ставки ввозной таможенной пошлины, соответствующей тому или иному классификационному коду.
В случае несогласия декларанта с классификационным кодом, определяемым таможенным органом для конкретного товара, решения таможенных органов обжалуются в вышестоящие таможенные органы или арбитражные суды.
3. Ограничение мест совершения таможенных операций
В РБ и в РК для целей проведения таможенных операций создаются зоны таможенного контроля. Зоны таможенного контроля подразделяются на постоянные и временные.
Постоянные зоны таможенного контроля включают:
- территории в пределах пунктов ввоза и вывоза;
- территории в пределах ведомственных пунктов таможенного оформления, предназначенные для размещения товаров в целях осуществления их таможенного контроля, таможенного декларирования и выпуска;
- территории свободных таможенных зон.
Временными зонами таможенного контроля являются определяемые таможенными органами места:
- для совершения таможенными органами таможенных операций в отношении товаров вне постоянных зон таможенного контроля;
- для проведения таможенного осмотра или таможенного досмотра товаров;
- для целей временного хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, в иных местах, чем склады временного хранения;
- для целей хранения товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, которые из-за своих больших габаритов не могут быть размещены на таможенном складе, в иных местах, чем таможенные склады.
Зонами таможенного контроля также являются территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли.
В местах прибытия может осуществляться разгрузка и перегрузка (перевалка) товаров, а также замена транспортного средства, доставившего товар на таможенную территорию таможенного союза, на другое транспортное средство, а также таможенные операции, связанные с временным хранением товаров.
Операции, которые связаны с помещением товаров под таможенную процедуру, совершаются в местах нахождения таможенных органов и во время их работы. С разрешения таможенного органа отдельные таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, могут совершаться вне места нахождения и вне времени работы таможенных органов.
В РФ в настоящее время реализуется Концепция переноса таможенного оформления товаров к местам, приближенным к Государственной границе Российской Федерации. В последние годы последовательно сокращается количество таможенных органов и мест их размещения на территориях, удаленных от Государственной границы.
Кроме этого, ФТС России ограничивает компетенцию таможенных органов совершением определенных таможенных операций (например, запрещая отдельным таможенным органам принимать декларации на товары) либо совершением таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров или совершением таможенных операций в отношении товаров, перевозимых определенными видами транспорта.
4. Порядок уплаты таможенных платежей (авансовые платежи, таможенные
микропроцессорные карты)
Формы уплаты таможенных платежей и момент исполнения обязанности по их уплате (дата уплаты) определяются законодательством государств - членов ТС, в которых подлежат уплате таможенные платежи.
В Республике Беларусьтаможенные платежи уплачиваются:
- в безналичном порядке;
- наличными денежными средствами;
- путем зачета в счет предстоящих таможенных платежей излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей, сумм авансовых платежей или путем обращения денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения налогового обязательства по уплате таможенных платежей, в таможенные платежи;
- взаимозачет таможенных платежей, подлежащих уплате плательщиком, и финансовых обязательств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов перед этим плательщиком.
В дополнение к этим видам платежей в Казахстане используются таможенныекарты. Таможенная карта – это специализированная микропроцессорная платежная карта, содержащая всю необходимую для таможенного оформления информацию. С помощью таможенной карты, возможно, осуществить все виды платежей в адрес таможенных органов, в том числе:
· таможенные платежи и налоги
· проценты, пени и штрафы
· залоговые платежи.
У владельца таможенной карты нет необходимости за несколько дней до подачи декларации осуществлять безналичную уплату таможенных платежей и ждать фактического поступления денежных средств на счет таможни. Также таможенная карта дает возможность избежать необходимости обеспечивать своевременность таможенного оформления авансовыми платежами и многое другое.
В Российской Федерации существуют предпосылки для развития уплаты таможенных платежей электронным способом, с помощью микропроцессорных карт и банкоматов, однако, действующая система уплаты таможенных платежей с помощью микропроцессорных карт характеризуется недостаточным правовым обеспечением. Положения федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» на этот счет содержат отсылочные нормы к актам Правительства РФ и ФТС России, которые пока не приняты.
В Российской Федерации уплата таможенных пошлин, налогов может осуществляться в централизованном порядке путем внесения сумм таможенных пошлин, налогов за товары, предполагаемые к ввозу в РФ или вывозу из РФ за определенный период вне зависимости от того, в какой таможенный орган будет подана таможенная декларация на такие товары. Воспользоваться порядком централизованной уплаты могут только лица, соответствующие определенным условиям (одно из них – размер уплаченных сумм таможенных платежей за предыдущий год составляет не менее 50 миллиардов рублей) и заключившие с ФТС России или уполномоченным таможенным органом соглашение об этом.
5. Электронное декларирование и другие упрощенные процедуры совершения таможенных операций (ограничения по таможенным процедурам, сопровождение на бумажных носителях и т.д.)
Электронное декларирование предусмотрено во всех трех странах, однако подход к этому вопросу отличается.
В РК настоящее внедряетсяпроект «Электронная таможня», которая позволит перевести работу таможенной службы РК на «безбумажный» вариант таможенного оформления с применением технологий «электронно-цифровой подписи». Однако несмотря на все предпринятые меры, таможенное законодательство Казахстана до сих пор предусматривает обязательное предоставление таможенной декларации одновременно в бумажном и электронном варианте. Не соблюдение данноготребования может привести к отказу таможенного органа от принятия декларации. Таким образом, существующий комплекс электронного декларирования не предполагает безбумажного оформления, поскольку в электронном виде формируются только таможенные документы, а предоставление коммерческих, транспортных, документов осуществляется на бумажных носителях.
В РФ напротив декларация на товары должна представляться таможенным только в электронной форме. При этом переходные положения закона предусматривают, что до 1 января 2014 года допускается осуществление таможенного декларирования в письменной или электронной форме по выбору декларанта. По данным ФТС России в настоящее время более 90% деклараций на товары представляется в электронной форме.
Предусмотрено два варианта декларирования товаров в электронной форме, которые отличаются способом передачи электронных сведений:
передача данных посредством прямого канала связи между таможенным органом и декларантом при подключении последнего к ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети или локальным вычислительным сетям единой автоматизированной информационной сети таможенных органов (технология ЭД-1);
представление таможенным органам сведений в электронной форме с использованием международной ассоциации сетей Интернет (технология ЭД-2).
По общему правилу при применении электронной формы декларирования не требуется представление документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа по результатам проверки декларации принимает решение о формах таможенного контроля товаров, а также о необходимости представления электронных документов, указанных в описи документов, прилагаемых к электронной декларации.
При этом бумажные экземпляры документов, подтверждающих заявленные в электронной декларации сведения, могут быть потребованы таможенным органом только:
в случае выявления рисков, по которым в качестве прямых мер по минимизации рисков предусмотрена проверка бумажных носителей информации;
если в результате таможенного досмотра или таможенного осмотра выявлено несоответствие сведений, заявленных в электронной декларации, и сведений, полученных в результате применения данных форм таможенного контроля.
В РБ также закреплен заявительный принцип декларирования, и подача документов на бумажных носителях требуется только, когда в отношении товара необходимо проведение отдельных форм таможенного контроля, в том числе:
- при помещении товара под таможенную процедуру с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов либо тарифных преференций;
- при помещении товара под таможенную процедуру с применением отличных от установленных Единым таможенным тарифомТаможенного союза ставок ввозных таможенных пошлин;
- при помещении товара под таможенные процедуры временного ввоза (допуска), временного вывоза, переработки на таможенной территории, переработки вне таможенной территории, переработки для внутреннего потребления;
- если в отношении определенных законодательством Республики Беларусь категорий товаров проводятся основные и дополнительные операции контроля за правильностью определения их таможенной стоимости.
6. Уполномоченный экономический оператор (перечень упрощенных процедур, дополнительные условия, процедура и фактические сроки включения в реестр, основания для исключения из Реестра, процедура контроля за достаточностью внесенного обеспечения, сколько лиц включено в Реестр)
В РБ уполномоченный экономический оператор (далее – «УЭО») имеет следующие специальные привилегии:
1. временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора;
2. выпуск товаров до подачи таможенной декларации;
3. проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора;
4. представление в электронном виде предварительной информации о товарах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу.
В РК к этому списку добавлена возможность осуществления процедуры таможенного транзита без предоставления обеспечения уплаты ТПиН.
В то же время, в РФ действует положение, препятствующее использованию УЭО ключевого упрощения – выпуска товаров до подачи декларации на товары. До подачи декларации УЭО должен представить расчеты подлежащих к уплате таможенных платежей.
В РБ условия для получения статуса УЭО:
- обеспечение уплаты ТПиН на сумму 1 млн евро, а для компаний, осуществляющих производство и/или экспорт товаров, не облагаемых экспортными пошлинами – 150 тысяч евро;
- осуществление внешнеторговой деятельности в течение трех лет до дня обращения;
- отсутствие задолженности по уплате таможенных платежей и иных налогов, сборов (пошлин) и пеней;
- отсутствие административных взысканий;
- наличие системы учета товаров в соответствии с требованиями Комитета, и обеспечивающей удаленный доступ таможенных органов к таким данным.
Срок рассмотрения 1 месяц со дня получения заявления, может быть продлен не более чем на один месяц, с уведомлением в письменной форме и указанием причин продления.
Свидетельство отзывается при:
- ликвидации или реорганизации юридического лица;
- непредставлении таможенному органу обеспечения уплаты ТПиН;
- отсутствии системы учета товаров;
- совершении УЭО или его должностным лицом административного таможенного правонарушения или привлечение должностного лица УЭО к уголовной ответственности в соответствии со статьями 228 - 231 Уголовного кодекса Республики Беларусь в связи с осуществлением деятельности УЭО;
- неисполнении уполномоченным экономическим оператором обязанности по уплате таможенных платежей в добровольном порядке;
- установлении, что статус УЭО был присвоен с нарушением установленных законодательством требований.
УЭО обязан по требованию должностных лиц таможенного органа представлять информацию и документы, необходимые для осуществления таможенного контроля, обеспечивать доступ на территорию и в помещения, находящиеся во владении, пользовании и (или) распоряжении такого лица, для проведения таможенного контроля.
По состоянию на 10 июля 2012 года Реестр РБ насчитывает 324 УЭО. Для сравнения в Казахстане свидетельства УЭО выданы трем компаниям – АО «Казахтелеком», ТОО «ЕАТС» и ТОО «Берег», а в России на 1 января 2013 года в реестр УЭО включено порядка 80 компаний.
7. Таможенные представители: общие сведения о количестве, характеристика состава (например, один таможенный представитель занимает 70% рынка этих услуг), их роль (почтовый ящик или представитель интересов) и возможности (например, использование обеспечения в качестве гарантии для выпуска товаров, предоставление услуг по электронному декларированию)
В РБ при совершении таможенных операций таможенный представитель, включенный в реестр таможенных представителей, обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.
По состоянию на 11 июля 2012 года в РБ в реестр таможенных представителей занесено 56 юридических лиц.
В РК таможенный представитель – это квалифицированный посредник, который способен правильно произвести таможенное оформление, в том числе правильно определить Код ТН ВЭД товара, подготовить таможенные документы, своевременно уведомить об уплате таможенных пошлин и налогов и в сроки оформить декларацию.
В Казахстане, на апрель 2013года в реестр таможенных представителей занесено 602представителя. При этом среди указанных представителей отсутствуют компании занимающие доминирующее положение.
В РФ на практике обычно таможенный представитель вносит обеспечение уплаты таможенных платежей в форме банковской гарантии. Исключение составляют только организации, входящие в систему предприятий ФГУП РОСТЭК (дочерние организации или созданные с участием РОСТЭК или действующие с использованием коммерческого обозначения РОСТЭК). Данные организации пользуются исключительным правом обеспечивать уплату таможенных платежей договором поручительства, который заключается между ФТС России и ФГУП РОСТЭК.
В реестре ФТС России зарегистрировано более 450 таможенных представителей, многие из них имеют сеть фиалов и представительств в других городах Российской Федерации, чем место, где зарегистрирован головной офис.
8. 5-летний срок прекращения обязанности по уплате таможенных платежей в отношении условно выпущенных товаров
Товар, ввезенный в РК с освобождением от уплаты ТПиН и НДС, сопряженный с ограничениями по пользованию и распоряжению товаром,рассматривается как товар, ввезенный под таможенным режимом условного выпуска товаров. Такой товар имеет статус иностранного товара, находящегося под таможенным контролем.
При этом данные товары должны использоваться исключительно в целях, заявленных при таможенном оформлении.
Данное ограничение прекращается в следующих случаях:
· по истечении 5 лет с даты ввоза товара;
· при изменении таможенного режима условного выпуска на режимы отказа в пользу государства, уничтожения товаров под таможенным контролем или реэкспорта;
· при уплате всех ТПиН и НДС.
Таким образом, компанияв РК, так же как и в РБ и РФ,по истечении 5 лет либо вправе продать или передать третьим лицам оборудование, ввезенное с освобождением от уплаты ТПиН и НДС. Данное положение применяется только при условии, что в течение этого срока не были нарушеныустановленные ограничения по пользованию и распоряжению товарами. Однако, если в РБ 5-летний срок условного выпуска исчисляется с момента выпуска товара, то в РК и РФ прекращение ограничений по истечении 5 лет будет применяться после 1 июля 2015 года (таможенные службы РК и РФ считают, что данная норма применяется после вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза),
9. Требования валютного регулирования и валютного контроля
В РФ и РК при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами по внешнеторговым контрактам, общая сумма которых превышает 50 000 долларов США, необходимо оформлять паспорт сделки.
В РФ вне зависимости от суммы контракта в течение 15 рабочих дней со дня поступления валютной выручки резиденты обязаны своевременно представлять в уполномоченный банк:
- справку о валютной операции;
- документы, являющиеся основанием для проведения валютной операции.
В РБ достаточно регистрации внешнеторговых договоров в банке.
При этом в РБ регистрации подлежат договоры на 3000 евро в эквиваленте и более. Проведение импортером платежа в пользу нерезидента со счета, открытого в банке РБ, допускается только при наличии у импортера разрешения НБРБ. На списание денежных средств с корреспондентских счетов банка РБ, открытых в банках-нерезидентах, данное ограничение не распространяется.
Запрет не распространяется на применение аккредитивной формы расчетов во внешнеторговых договорах. Кроме того, НБРБ в ряде случаев разрешает проведение импортерами (кроме банков РБ) авансовых платежей в пользу нерезидентов со счетов, открытых в иностранной валюте в банках РБ, по импортным договорам.
В РК требованиеучетной регистрации договора путем проставления на договоре оттиска штампа банка с указанием учетного номера договорараспространяется на договоры, чьястоимость на дату заключения превышает 50 000 долларов США.
10. Регистрация нотификаций и получение лицензий на ввоз на примере шифровальных средств, РЭС/ВЧУ
Законодательство РБ не содержит понятия и, соответственно, процедур «регистрации нотификаций».
Ввоз шифровальных средств
Устройства, использующие шифровальное программное обеспечение признаются товарами, контролируемыми в интересах национальной безопасности РБ. Необходимо получить свидетельство права реализации специфических товаров сроком действия от 1 до 5 лет. Свидетельство выдается Государственным военно-промышленным комитетом и Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь только юридическим лицам РБ.
Ввоз РЭС/ВЧУ
Необходимо получение лицензии на ввоз радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств гражданского назначения, кроме случаев транзита, временного и обратного ввоза и некоторых других.
Лицензий выдает РУП «БелГИЭ» на основании Соглашения о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами и Положения о порядке ввоза на таможенную территорию таможенного союза радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств гражданского назначения, в том числе встроенных либо входящих в состав других товаров.
В Казахстане лицензирование деятельности в сфере обеспечения информационной безопасности находится под строгим контролем Комитета Национальной Безопасности РК (далее – «КНБ»). Распространение шифровальных средств контролируется путем выдачи Комитетом промышленности Министерства индустрии и торговли РК разовых лицензий на ввоз/вывоз данных средств.
Лицензия на экспорт/импорт шифровальных средств выдается на основании разрешения КНБ на каждую конкретную партию. Необходимо особо подчеркнуть, что таможенные операции могут совершаться только при наличии лицензии на «разработку и реализацию (в том числе иной передачи) средств криптографической защиты информации», без соблюдения данного условия нельзя получить лицензию на экспорт.
Импорт РЭС/ВЧУ
Лицензию на ввоз/вывозРЭС/ВЧУ выдает Комитет связи и информатизации Министерства транспорта и коммуникаций РК. К тому же для получения лицензии предварительно необходимо получить заключение от КНБ о том, что ввозимые РЭС/ВЧУ не содержат шифровальные средства. Для временного ввоза (не более 6 месяцев) РЭС/ВЧУ вместо лицензии требуется заключение Комитета связи и информатизации Министерства транспорта и коммуникаций РК.
Регистрация нотификаций
Оформление нотификации при экспорте/импорте шифровальных средств ввоз/вывоз РЭС/ВЧУосуществляется на основании информации о зарегистрированной в КНБ нотификации без оформления иных разрешительных документов. Информация о зарегистрированной нотификации публикуется на официальном сайте Комиссии Таможенного союза и регулярно обновляется. Неоспоримым преимуществом нотификации, является то, что в пределах срока своего действия нотификация позволяет перемещать шифровальные средства, РЭС/ВЧУ через таможенную границу любыми лицами в любых количествах без повторных обращений в лицензирующие и согласующие органы.
Положение о порядке оформления нотификации, было разработано Комиссией Таможенного союза при тесном сотрудничестве с экспертами КГБ Белоруссии, КНБ Казахстана и ФСБ России. Стандартный срок регистрации нотификации – 10 рабочих дней, но в связи с высокой загруженностью работников КНБ данный срок в ряде случаев может быть увеличен до 1-2 недель.
Рекомендуется до перемещения товара через таможенную границу проверять наличие соответствующих зарегистрированных нотификаций на официальном сайте Комиссии Таможенного союза. Если нотификация на аналогичный товар ранее была зарегистрирована, то это в значительной мере может упростить ввоз/вывоз товара, и, самое, главное сэкономить время и деньги. Вероятность совпадения товаров очень велика, т.к. на сегодняшний день в базе зарегистрировано уже более 12 000 наименований товаров и список регулярно пополняется.
Законодательством РФ предусмотрено два механизма соблюдения мер нетарифного регулирования в отношении технических средств с функциями шифрования:
1) разовая лицензия, для получения которой соответствующие действия должен совершить конкретный участник ВЭД;
2) нотификация, которая производится изготовителем определенных технических средств в Центре по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России.
Заполнение нотификации осуществляется изготовителем продукции или лицом, уполномоченным изготовителем продукции, однократно на один тип шифровального средства на основании собственных доказательств.
Нотификация позволяет перемещать шифровальные средства через таможенную границу таможенного союза любыми лицами в любых количествах без повторных обращений заявителей и таможенных органов в согласующие органы.
Срок регистрации нотификации и опубликования информации о ней на сайте Евразийской экономической комиссии не должен превышать 10 дней со дня поступления нотификации на регистрацию.
Регистрация нотификации производится автоматически, если согласующий орган не свяжется с заявителем в течение 10 рабочих дней после подачи заявления по вопросам соответствия предоставленных материалов установленным требованиям.
В период с даты подачи материалов на регистрацию нотификации до регистрации нотификации заявитель может внести изменения в нотификацию с визированием этих изменений лицом, подписавшим нотификацию. При этом датой отсчета срока регистрации нотификации считается дата внесения изменений в нотификацию.
В Российской Федерации функцию согласующего органа выполняется ФСБ России.
Импорт РЭС/ВЧУ, включая встроенные либо входящие в состав других товаров, осуществляется на основании лицензий, выдаваемых уполномоченным государственным органом страны ТС (в России – Министерство промышленности и торговли), на территории которой зарегистрирован заявитель.
Разрешения на ввоз на территорию России в условиях, отличных от импорта, радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, в том числе встроенных либо входящих в состав других товаров, а также на ввоз радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения физическими лицами для личного пользования (если наличие такого разрешения предусмотрено законодательством РФ) выдается Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Не требуется получения лицензии или заключения (разрешительного документа) (п. 4 Положение о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств гражданского назначения):
- на транзит РЭС/ВЧУ, в том числе встроенных, либо входящих в состав других товаров без права их эксплуатации (применения, использования) на территории Таможенного союза;
- на временный ввоз РЭС/ВЧУ, установленных на автотранспортных средствах;
- на обратный ввоз РЭС/ВЧУ, ранее временно вывезенных с территории Таможенного союза;
- на ввоз РЭС/ВЧУ в составе бортового оборудования воздушных, морских и речных судов;
- на ввоз РЭС/ВЧУ в составе бортового оборудования воздушных, морских и речных судов, а также предназначенных для установки на воздушные, морские и речные суда для замены неисправных РЭС/ВЧУ из состава бортового оборудования, с последующим вывозом с таможенной территории Таможенного союза замененных (снятых) РЭС/ВЧУ.
Если РЭС/ВЧУ входят в состав специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, их ввоз осуществляется в соответствии с Положением о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза и вывоза с таможенной территории Таможенного союза специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.
Роскомнадзор, Минобороны России, ФСО России являются органами уполномоченных в рамках своей компетенции на согласование заявлений о выдаче лицензий на экспорт и (или) импорт товаров и оформление других разрешительных документов в сфере внешней торговли на радиоэлектронные средства и (или) высокочастотные устройства гражданского назначения, ФСБ России - на специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации.
11. Возмещение ввозного (зачет) НДС и применение нулевой ставки НДС при
поставках из Казахстана в Россию, из Беларуси в Россию и наоборот. Возмещение ввозного (зачет) (импортного) НДС
Основным источником регулирования является Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе, подписанное главами государств в Москве 25 января 2008 года.
Неотъемлемыми частями Соглашения являются четыре протокола:
· Протокол о внесении изменений в Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 года;
· «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе»;
· «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе»;
· «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов».
Согласно данному Соглашению, при экспорте товаров между Казахстаном, Россией и Беларусью применяется нулевая ставка НДС при условии документального подтверждения факта экспорта, а при импорте применяется ставка НДС, действующая в государстве-импортере.
В РБ документальное подтверждение фактического вывоза товаров с территории РБ на территорию государства - участника ТС производится в течение ста восьмидесяти календарных дней с даты отгрузки (передачи) этих товаров.
Суммы НДС, уплаченные в бюджет Республики Беларусь по импортированным товарам, подлежат вычету налогоплательщиком в пределах сумм НДС, исчисленных по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.
В РК импортер товаров, работ и услуг на территорию РК с территории страны-участницы Таможенного союза имеет право на отнесение в зачет суммы НДС по импортированным товарам, уплаченного в бюджет РК, при условии того, что эти товары, работы и услуги будут использоваться в целях облагаемого оборота.
Уплата НДС методом зачета осуществляется при выполнении следующих условий:
· товары включены в перечень товаров, утвержденный Правительством РК;
· в орган налоговой службы представлено обязательство по отражению в декларации по НДС суммы НДС, подлежащей уплате по импорту товаров и целевому использованию указанных товаров.
Обязательство представляется в орган налоговой службы плательщиком НДС не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, одновременно с декларацией по косвенным налогам по импортируемым товарам.
Для зачета НДС налогоплательщик обязан представить в налоговый орган заявление о ввозе товаров и уплате НДС от своего контрагента в течение 180 календарных дней с даты совершения оборота.При неисполнении данного обязательства налоговые органы будут исчислять НДС по ставке 12%.
В РФ для подтверждения нулевой ставки экспортные операции надо отразить в обычной декларации по НДС и представить ее в налоговую инспекцию вместе со следующими документами (или их копиями):
- договорами (контрактами) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним;
- выписками банка, подтверждающими поступление выручки на ваш счет;
- полученным от вашего контрагента заявлением о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. На этом заявлении обязательно должна быть отметка налогового органа Белоруссии или Казахстана об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств).
- транспортными (товаросопроводительными) документами. Это обычные транспортные документы (к примеру, форма N 1-Т "Товарно-транспортная накладная");
- иными документами, подтверждающими обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов.
Если экспортер не представит комплект подтверждающих документов в течение 180 дней, то придется заплатить НДС за квартал, на который приходится дата отгрузки, и пени. Причем сумму пеней возврату не подлежит даже в случае, если впоследствии экспортер подтвердит свое право на нулевую экспортную ставку.
Налоговую базу по «импортному» НДС надо определять на дату принятия на учет импортированных товаров. Подсчитывается НДС со стоимости ввезенных товаров, увеличенной на сумму акциза (если это подакцизные товары). Стоимость должна определяться как цена сделки, подлежащая по условиям контракта уплате вашему поставщику.
«Импортный» НДС (акциз) надо заплатить в налоговую инспекцию не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (срока платежа, предусмотренного договором лизинга).
Импортер должен представить в инспекцию «импортную» декларацию не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия товаров на учет. Вместе с «импортной» декларацией налоговому органу представляется заявление о ввозе товаров. Только теперь оно подается в бумажном виде - в четырех экземплярах, и в электронном виде. В налоговом органе на каждом из экземпляров делают отметки и возвращают три экземпляра. Два из них направляется своему контрагенту-экспортеру.
Кроме того, к декларации надо приложить другие документы (копии):
- выписку банка, подтверждающую уплату "импортного" НДС (при наличии переплаты по НДС, как по "импортному" налогу, так и по обычному внутреннему, - решение о ее зачете в счет "импортного" налога);
- транспортные (товаросопроводительные) документы;
- счета-фактуры контрагента, оформленные им при отгрузке (если их выписка предусмотрена законодательством страны контрагента);
- договоры (контракты) на ввоз товара;
- информационное сообщение (оно нужно при импорте товара с территории третьего государства - члена Таможенного союза и в некоторых других случаях).
12. Параллельный импорт
Посредством принятия Соглашения в таможенном союзе был закреплен региональный принцип исчерпания прав, и параллельный импорт признается нарушением законодательства.
Правообладатель, имеющий достаточные основания полагать, что может иметь место нарушение его прав в соответствии с законодательствами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством таможенного союза в сфере интеллектуальной собственности в связи с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза или при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, вправе подать заявление о включении объекта интеллектуальной собственности в Единый реестр. Заявление подается в письменном виде в центральный таможенный орган одного из государств - членов таможенного союза.
В случае выявления параллельного импорта таможенные органы приостанавливают выпуск таких товаров сроком на 10 рабочих дней. По запросу правообладателя или лица, представляющего его интересы, этот срок может быть продлен таможенным органом, но не более чем на 10 рабочих дней.
13. Разрешение споров с таможенными органами
В РБ споры с участием таможенных органов условно можно разделить на три блока.
1. взыскание таможенной задолженности таможенными органами;
2. опротестование решений таможенных органов;
3. гражданско-правовые споры, где таможенный орган выступает стороной по делу как контрагент по сделке.
Согласно статьям 41, 42 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК РБ), статьям 84 – 86 Налогового кодекса Республики Беларусь (Общая часть) (далее – НК РБ) хозяйственным судам подведомственны дела по хозяйственным (экономическим) спорам с участием таможенных органов. К таким, в частности, относятся споры:
1. о признании недействительным полностью (или частично) решения таможенного органа, нарушающего права и законные интересы субъекта предпринимательской деятельности и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
2. о признании незаконными действий (бездействия) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа, если такие действия (бездействие) произведены с нарушением требований, установленных таможенным, налоговым или иным законодательством Республики Беларусь;
3. о возврате излишне взысканной суммы таможенных платежей, пеней, экономических санкций;
4. о возмещении убытков, причиненных субъекту вследствие незаконных решений, действий таможенного органа, должностных лиц таможенных органов при исполнении ими служебных обязанностей;
5. о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном порядке;
6. о взыскании таможенных платежей, пени, экономических санкций за счет имущества плательщика (иного обязанного лица).
Хозяйственные суды вправе рассматривать и другие категории споров с участием таможенных органов, если такие споры законодательными актами отнесены к подведомственности хозяйственных судов.
Обращение в указанных формах может быть дополнительно передано в хозяйственный суд в электронном виде в порядке, установленном законодательством.
Для обращения в суд с заявлением об оспаривании на решения либо действия таможенного органа досудебный порядок урегулирования спора законодательством не предусмотрен.
В отличие от общего правила обращения в суд по месту нахождения ответчика в соответствии с ч. 4 ст. 51 ХПК РБ для обращений по обжалованию решений, действий таможенных органов установлена исключительная подсудность – по месту нахождения заявителя.
Статистика разрешения споров с участием таможенных органов за последние 10 лет показывает отсутствие какой-либо динамики роста количества споров данной категории. Так, если на протяжении 2000 – 2004 годов количество обращений таможенных органов в суд исчислялось единицами (в частности, в 2000 году – 1, в 2001 году – 5, в 2002 году – 7, в 2003 году – 11, в 2004 году – 4), то в 2005 году количество обращений возросло до 44, в 2006 году – до 86. Казалось бы, отмечается рост, однако с 2007 года количество обращений таможни начинает снижаться: в 2007 году – 75, в 2008 году – 50, в 2009 году – 42, за 6 месяцев 2010 года только 17 . Аналогичная ситуация просматривается и по обращениям субъектов к таможенным органам. В частности, если в 2000 – 2003 годах число обращений колебалось от 16 до 38, то в 2004 – 2006 годах – от 60 до 123. С 2007 года наблюдается спад: 75, 50, 45 соответственно и 14 за первое полугодие 2010 г. Удовлетворяемость исков к таможенным органам на протяжении последнего десятилетия остается практически неизменной и составляет около 40%.
Причина снижения количества споров, возможно, кроется в принятии в 2007 году нового Таможенного кодекса Республики Беларусь и вступлении с 06.07.2010 года в силу Таможенного кодекса таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее – ТмК таможенного союза), после чего таможенные органы стали более взвешенно подходить к принятию решений, а выход на новые пути взаимодействия с судами позволил оперативно решать возникающие в сфере таможенного дела проблемы.
В РКдела об обжаловании решений, действий (бездействий) таможенных органов или их должностных органов рассматриваются в порядке главы 27 Гражданского процессуального кодекса РК.
Наиболее распространенными таможенными спорами являются дела по спорам о таможенной стоимости импортируемых товаров. При этом в большинстве случаев заявителями оспаривается правомерность применения таможенными органами того или иного метода определения таможенной стоимости товаров.
В РФспоры с таможенными органами разрешаются в ведомственном порядке (обжалование актов, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц вышестоящему таможенному органу или вышестоящему должностному лицу), а также в судебном порядке.
В 2011 году таможенными органами в порядке ведомственного обжалования рассмотрено по существу 1 367 жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов в области таможенного дела, более половины из которых (53 %) удовлетворены, а решения, действия (бездействие) таможенных органов признаны неправомерными полностью или частично.
Наибольшее количество жалоб подано на решения, действия (бездействие) таможенных органов, принятые (совершенные) при определении таможенной стоимости товаров и взимании таможенных пошлин, налогов, сборов – 72 %(из них решения по таможенной стоимости – 35 %). Процент жалоб, поданных на решения, действия (бездействие) таможенных органов при декларировании и выпуске товаров составил 19 %, а при применении специальных таможенных процедур перемещения товаров физическими лицами – 8 %.
Однако чаще за защитой своих прав юридические и физические лица предпочитают обращаться в суд (общей юрисдикции) или арбитражный суд.
В 2011 году судами рассмотрено 23 455 дел на общую сумму
14,3 млрд. рублей. По сравнению с 2010 годом количество рассмотренных судами дел сократилось на 12,5 %.
По искам, предъявленным таможенными органами, судами было рассмотрено 4 815 дел, из которых в 96 % случаев судами приняты решения в пользу таможенных органов. Таможенными органами в судебном порядке довзыскано более 690 млн. рублей таможенных платежей.
По искам, предъявленным к таможенным органам, судами было рассмотрено 15 117 дел, из которых в 30 % случаев судами приняты решения в пользу таможенных органов. Благодаря проводимой таможенными органами работе по досудебному урегулированию споров, по сравнению с 2010 годом количество дел данной категории, рассмотренных не в пользу таможенных органов, сократилось на 27 %.
Из общего числа исков, предъявленных к таможенным органам и находящихся на рассмотрении в судах, самыми многочисленными являлись иски об обжаловании решений, действий (бездействия) таможенных органов и/или их должностных лиц, связанных с корректировкой таможенной стоимости. Судами рассмотрено 10 770 дел, из которых в пользу таможенных органов рассмотрено 1 748 дел, не в пользу таможенных органов – 9 022 дела.
14. Участие бизнеса в консультациях при установлении (изменении) внешнеторговых и таможенных правил
В Государственном таможенном комитете Республики Беларусь (далее – ГТК) создан и функционирует Общественный совет, в состав которого входят представители ГТК, руководители промышленных предприятий и общественных организаций. Совет является консультативным органом, призванным на основе конструктивного взаимодействия таможенных органов и деловых кругов содействовать разработке и реализации таможенной политики РБ.
Комитетом таможенного контроля РК регулярно проводятся заседания, «круглые столы» и семинары, направленные на установление конструктивного диалога между таможенной службой и институтами гражданского общества, бизнесом, а также на объединение усилий в деле повышения прозрачности и эффективности деятельности таможенных органов РК.
Комитета таможенного контроля МФ РК анонсируются планируемые конференции, круглые столы, семинары и т.д. На данных мероприятиях исчерпывающие ответы на свои вопросыруковод таможенных органовналоговых органов и акиматов. В РФ законодательно предусмотрены обязательные процедуры консультаций таможенных органов с бизнес – сообществом через некоммерческие организации, объединяющие лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, и (или) лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела.
Привлечение указанных некоммерческих организаций к реализации таможенной политике может выражаться в следующих формах:
1) участие в разработке проектов нормативных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела, актов таможенного законодательства Таможенного союза;
2) участие в анализе финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития внешнеэкономической деятельности, в том числе в отдельных отраслях экономики, на территориях субъектов Российской Федерации;
3) участие в оценке эффективности применения мер таможенного администрирования;
4) подготовка для органов государственной власти Российской Федерации предложений о совершенствовании таможенного дела;
5) иные предусмотренные федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации формы такого участия.
На практике эффективных механизмов конструктивного взаимодействия ФТС России и других таможенных органов с торговым и транспортным сообществом пока не налажено, несмотря на то, что при ФТС России и других таможенных органах существуют общественно-консультативные советы, выпущен Приказ ФТС России от Приказ ФТС России от 03.05.2012 № 858 «Об утверждении Порядка проведения консультаций с общероссийскими некоммерческими организациями при разработке проектов нормативных правовых актов ФТС России, устанавливающих порядок и технологии совершения таможенных операций, связанных с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, их декларированием и выпуском, определяющих условия деятельности уполномоченных экономических операторов и иных лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела». Предприниматели жалуются, что отдельные решения ФТС России вводятся без каких-либо консультаций и учета мнения торговых и иных экономических операторов (наиболее показательны примеры перемещения мест нахождения таможенных органов, ограничения их компетенции и т.д.).
В то же время, «принудительный диалог» осуществляется в рамках мониторинга Дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № 1125-р. В Мониторинге участвуют Министерство экономического развития Российской Федерации, Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов с привлечением широкого круга предпринимателей и экспертов.
15. Практика привлечения к административной и уголовной ответственности за таможенные правонарушения
В РБ в основном нарушителей таможенного законодательства привлекают за уклонение от уплаты таможенных платежей, поскольку много вопросов возникает по делам, связанным с определением таможенной стоимости. Данной категории нарушений таможенной службой Республики Беларусь уделяется значительное внимание. С 2001 года по 2011 год возбуждено 206 уголовных дел по фактам уклонения от уплаты таможенных платежей в крупном размере.
Кроме того, значительное число административных правонарушений сводится к нарушению сроков представления таможенной декларации, покушению на незаконное перемещение товаров через таможенную границу Республики Беларусь, утрате подлежащих представлению таможенному органу таможенных документов, недекларированию товаров, подлежащих таможенному декларированию.
Что касается привлечения к уголовной ответственности в РБ, то в 2011 г. в 1,5 раза увеличилось количество уголовных дел, возбужденных таможенными органами по фактам контрабанды наркотиков, оружия и боеприпасов, взрывчатых веществ, уклонения от уплаты таможенных платежей в крупном размере (91 уголовное дело в 2011 г., 63 уголовных дела в 2010 г.). Объем задержанных контрабандных товаров увеличился в 2 раза. Таким образом, на сегодняшний день контрабанда является наиболее распространенным преступлением в сфере таможенного права.
Уклонение от уплаты таможенных платежей, в зависимости от размера ущерба, причиненного государству, может быть квалифицировано как административное правонарушение, а не преступление.
В РФ таможенные органы рассматривают дела об административных правонарушениях и назначают наказание (кроме применения санкции в виде конфискации к предметам и орудиям правонарушения) за нарушения таможенных правил.
В 2012 году таможенные органы Российской Федерации возбудили 79170 дел об административных правонарушениях, что превышает аналогичный показатель прошлого года на 9% (72 591). Из общего количества дел, возбужденных в период с января по декабрь 2012 года, 56% приходится на физических лиц; 38% – на юридических лиц; 5% – на должностных лиц.
Без проведения административного расследования возбуждено 47 603 дела об АП (в 2011 году – 40 924), из них составлено 30 683 протокола об АП (в 2011 году – 30 285), вынесено 524 постановления прокурора (в 2011 году – 377), 1 712 постановлений без составления протокола с назначением наказания в виде предупреждения (в 2011 году – 2 120) и 14 684 постановления без составления протокола с назначением наказания в виде штрафа (в 2011 году – 8 142).
С проведением административного расследования возбуждено 31 567 дел об АП (в 2011 году – 31 667), из них вынесено 30 926 определений о возбуждении дела об АП (в 2011 году – 30 901) и 641 постановление прокурора (в 2011 году – 766).
Из общего количества дел, возбужденных в период с января по декабрь 2012 года, 56% приходится на физических лиц, 38% – на юридических лиц, 5% – на должностных лиц, 1% - на неустановленных лиц.
Наибольшее количество дел об административных правонарушениях возбуждено по фактам недекларирования либо недостоверного декларирования товаров (27%), нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (13%), несоблюдения запретов или ограничений (11%), а также недекларирования либо недостоверного декларирования физическими лицами иностранной валюты (8%).
Предметами таможенных правонарушений чаще всего являлись валюта, автотранспортные средства, табак, текстильные материалы и изделия из них, алкогольная и мясная продукция, электрические машины и оборудование, древесина и изделия из нее.
В 2012 году по делам об АП принято 79 972 решения (в 2011 году – 70 453), из них должностными лицами таможенных органов 50 051 решение (в 2011 году – 40 387), судом или уполномоченным органом 29 921 решение (в 2011 году – 30 066). В том числе в отношении:
юридических лиц – 30 711 решений (в 2011 году – 31 397);
физических лиц – 45 241 решение (в 2011 году – 34 965);
должностных лиц – 3 979 решений (в 2011 году – 4 020).
Назначено наказаний по 75 820 делам об АП на сумму 140,2 млрд. рублей (в 2011 году – по 65 440 делам на сумму 93,5 млрд. рублей), из которых:
должностными лицами таможенных органов – по 48 186 делам об АП на сумму 1,5 млрд. рублей (в 2011 году – по 38 479 делам на сумму 1,5 млрд. рублей);
судом или уполномоченным органом – по 27 634 делам об АП на сумму 138,7 млрд. рублей (в 2011 году – по 26 961 делу на сумму 92 млрд. рублей).
Виды назначенных наказаний:
предупреждения – по 6 370 делам (в 2011 году – по 5 095);
административные штрафы – по 55 068 делам на сумму 138,9 млрд. рублей (в 2011 году – по 48 160 делам на сумму 92,1 млрд. рублей);
конфискация орудий совершения и/или предметов АП – по 12 638 делам на сумму 1 млрд. рублей (в 2011 году – по 10 686 делам на сумму 773 млн. рублей);
административный штраф с конфискацией орудий совершения и/или предметов АП – по 1 733 делам на сумму около 300 млн. рублей (в 2011 году – по 1 476 делам на сумму 573 млн. рублей);
административный арест – по 11 делам (в 2011 году – по 23).
В 2012 году сохранена от общего количества возбужденных дел в 2012 году количестводоля прекращенных дел об АП составила5,2% и уменьшилась по сравнению с 2011 годом на 1,7%.
Уголовная ответственность за таможенные правонарушения
В 2012 году таможенные органы Российской Федерации возбудили 1612 уголовных дел, в том числе в отношении конкретных лиц – 814 уголовных дел. Наибольшее количество возбужденных уголовных дел приходится на таможенные органы Центрального региона – 673, Северо-Запада – 206, Сибири – 190, Дальнего Востока – 141.
По статьям 226.1 УК России (контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых веществ, культурных ценностей…) и 229.1 УК России (контрабанда наркотических средств, психотропных веществ…) возбуждено 1179 уголовных дел (73 % от общего количества возбужденных уголовных дел). Из незаконного оборота изъято 148 килограммов наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, более 104 килограммов сильнодействующих веществ.
По статье 194 УК России (уклонение от уплаты таможенных платежей) возбуждено 228 уголовных дел (в 2011 году – 79 дел).
По статье 193 УК России «Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте» возбуждено 197 уголовных дел (в 2011 году-300 дел).
Предметами таможенных преступлений преимущественно являлись наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества, товары народного потребления (одежда и обувь), автотранспортные средства, продукты питания.
|