Таким образом, получил законодательное закрепление формировавшийся с 2009 года порядок обжалования решений налоговых органов по налоговым проверкам, связанный с предварительным рассмотрением спора вышестоящим налоговым органом для решений о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за налоговое правонарушение. Законом теперь установлены две обязательные стадии такого обжалования – административная и судебная.
Досудебное урегулирование налоговых споров будет происходить путем направления жалобы в вышестоящий налоговый орган через нижестоящий орган, действия (бездействие) или акты которого оспариваются. Теперь для соблюдения административного порядка до обращения в суд соответствующую жалобу нужно будет подать в течение 1 года с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о том, что его права были нарушены.
Ранее в отношении решения о привлечении (или об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения срок апелляционного обжалования был ограничен 10 днями с момента вручения решения налогоплательщику (1 год для вступивших в силу решений), а период обжалования иных решений и актов, а также действий должностных лиц налоговых органов могли быть обжалованы в течение 3 месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Три месяца на подачу жалобы установлены теперь исключительно для обращения в ФНС России.
Был увеличен также и срок вступления в силу решений налоговых органов с 10 дней до одного месяца с того момента, как оно было вручено налогоплательщику или его представителю. Решение ФНС России вступает в силу со дня его вручения налогоплательщику или его представителю.
Закон закрепил требования к содержанию и форме жалобы, дополнив Налоговый кодекс Российской Федерации отдельной статьей 139.2. Ранее эти требования приводились в ведомственном документе, а именно - в Информационном письме ФНС России от 08.02.2011 «О содержании жалобы, подаваемой в налоговый орган».
Вместе с жалобой могут быть поданы новые документы-доказательства, которые не были представлены ранее в нижестоящий налоговый орган. Вышестоящий налоговый орган имеет право принять их в случае обоснования налогоплательщиком невозможности представления их для рассмотрения в нижестоящий налоговый орган для вынесения решения. При отказе в их принятии впоследствии данные документы могут быть представлены уже непосредственно в суд.
Для рассмотрения жалобы на действия (бездействие) должностных лиц, а также на ненормативные акты налоговых органов установлен по общему правилу срок 15 дней с момента ее получения. Жалобы на решение налогового органа по результатам проверок будут рассматриваться в течение одного месяца.
Жалобу, согласно положениям Закона, можно будет подать, в том числе, и в электронном виде через официальный сайт ФНС России – сервис «Обратиться в ФНС России» либо, используя аналогичные сервисы региональных налоговых органов.
Законом закреплен закрытый перечень оснований для отказа в принятии жалобы, что является, несомненно, положительным фактором для налогоплательщиков:
-
жалоба не подписана уполномоченным лицом;
-
пропущен установленный срок на подачу, и не заявлено ходатайство о его восстановлении (основания для восстановления срока законодательством не установлены);
-
жалоба отозвана подавшим ее лицом;
-
ранее уже была подана жалоба по тем же основаниям.
По итогам рассмотрения жалобы у налогоплательщика имеются две опции: продолжить оспаривание в ФНС России или обратиться за судебной защитой своих прав. Срок для последующего обжалования ограничен тремя месяцами с момента вынесения решения по жалобе.
Представляется, что обязательный досудебный порядок, по сравнению с судебным, будет удобен для налогоплательщиков, а также позволит им с минимальными затратами защитить свои права.
Изменения вступили в силу с 05.08.2013, однако, обязательной процедура обжалования для всех категорий споров с налоговыми органами станет только с 01.01.2014.
|