Согласно предлагаемым изменениям в закон "О политических партиях" в статью 29 предлагается ввести подпункт следующего содержания:
"I1. Политической партией, ее региональным отделениям и иным зарегистрированным структурным подразделениям запрещается заключение договора займа, кредитных договоров."
Такое ограничение в пояснительной записке к закону обосновывается следующим:
Пунктом 5 статьи 58 Федерального закона № 67-ФЗ установлен закрытый перечень средств, за счет которых могут создаваться избирательные фонды кандидатов и избирательных объединений, а именно: за счет собственных средств кандидата, избирательного объединения, средств, выделенных кандидату, выдвинувшим его избирательным объединением, добровольных пожертвований граждан либо юридических лиц, а также средств, выделенных кандидату, избирательному объединению соответствующей избирательной комиссией, в случае, если это предусмотрено законом.
Вместе с тем после проведения выборов кредиты, предоставленные политическим партиям, и используемые ими для формирования избирательных фондов могут выплачиваться за счет средств третьих лиц, что фактически является уклонением от исполнения требований пункта 5 статьи 58 Федерального закона № 67-ФЗ. Кроме того задолженности по выданным кредитам зачастую списываются кредитором, либо условия получения политическими партиями существенно отличаются от рыночных и используются для обхода требований установленных для пожертвований политической партии.
Необходимо также иметь ввиду, что согласно пункту 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации политическая партия не может быть ликвидирована вследствие признания ее несостоятельной (банкротом), что создает дополнительные риски для кредиторов и возможности для злоупотребления правом со стороны недобросовестных политических партий.
Подобный подход не может не вызывать критики.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.
Государством обеспечивается соблюдение прав и законных интересов политических партий, в первую очередь посредством реализации Федерального закона №95-ФЗ от 11.07.2001 "О политических партиях" (далее – Закон "О политических партиях"). Предметом регулирования данного закона (статья 1) являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий в Российской Федерации.
Что такое политическая партия? В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона "О политических партиях" политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Согласно подпункту "в" пункта 1 статьи 26 Закона "О политических партиях" политическая партия вправе участвовать в выборах и референдумах. Таким образом, законом предусмотрено право, но не обязанность политической партии участвовать в выборах и референдумах. Иными словами, абсолютно законной с точки зрения Закона "О политических партиях" является ситуация, когда политическая партия существует, но не принимает участие в выборах или референдумах, а реализует другие свои права, предусмотренные тем же законом (например, право организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия – подпункт "д" пункта 1 статьи 26).
В свою очередь, Федеральный закон №67-ФЗ от 12.06.2002 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон "Об основных гарантиях…", положениями которого обосновывается необходимость принятия экспертизируемого федерального закона, имеет иной предмет регулирования: настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (статья 1).
Пункт 5 статьи 58 Закона "Об основных гарантиях…" устанавливает требования к порядку создания избирательных фондов и фондов референдума. Из правового смысла конкретной статьи 58, да и всего Закона "Об основных гарантиях…" в целом следует, что и избирательные фонды, и фонды референдума создаются для финансирования избирательной компании кандидатов и деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума соответственно.
Однако, как было указано выше, политическая партия может легально существовать, и не участвуя в выборах и референдумах и не имея в связи с этим законодательно установленной обязанности создавать избирательные фонды и фонды референдума.
Экспертизируемый проект федерального закона, предлагая ввести запрет политическим партиям заключать договоры займа и кредитные договоры и обосновывая данную меру положениями пункта 5 статьи 58 Закона "Об основных гарантиях…", фактически исходит из того, что каждая партия имеет обязанность участвовать в выборах и референдумах и, вследствие этого, не может не создавать соответственно избирательные фонды и фонды референдума. Таким образом, деятельность политических партий отождествляется с реализацией избирательных прав и права на участие в референдуме. Однако подобный подход противоречит законодательно установленным определению политической партии и её правам, закреплённым Законом "О политических партиях".
Также следует отметить следующее.
1. Ссылка на невозможность ликвидации политической партии вследствие признания её несостоятельной (банкротом) как на основание для принятия экспертизируемого закона (в рассматриваемой части) имеет мало общего с правом и законотворческой деятельностью. Так, процедура признания несостоятельным (банкротом) должника – физического лица также отсутствует в российском законодательстве; однако физические лица не лишены вследствие этого права брать займы или кредиты.
2. Указание в пояснительной записке на то, что "задолженности по выданным кредитам зачастую списываются кредитором, либо условия получения политическими партиями существенно отличаются от рыночных и используются для обхода требований установленных для пожертвований политической партии" является, как следует из буквального понимания текста, не более чем предположением. В случае, если существует необходимость исключить злоупотребления в финансировании деятельности политических партий в случае получения займа или кредита, необходимо устанавливать дополнительные регламентирующие процедуры, которые бы сделали невозможным соответствующие злоупотребления, но никак не запрещать займы или кредиты как таковые.
3. В части утверждения о том, что "после проведения выборов кредиты, предоставленные политическим партиям, и используемые ими для формирования избирательных фондов могут выплачиваться за счет средств третьих лиц", следует обоснованно заметить, что слова могут выплачиваться не тождественны слову выплачиваются. Возможно, кредиты могут выплачиваться за счёт средств третьих лиц. Однако также возможно, что кредиты могут выплачиваться и за счёт иных источников. Также возможно, что предоставленной политической партии кредит не используется ею на формирование избирательного фонда, а тратится на текущие административно-хозяйственные расходы, не связанные с участием в выборах (например, на оплату аренды помещения или коммунальных платежей).
Кроме того, не следует забывать про право политической партии осуществлять предпринимательскую деятельность, которое закреплено в подпункте "л" пункта 1 статьи 26 Закона "О политических партиях". Запрет заключать договоры займа и кредитные договоры может существенно усложнить практическую реализацию политической партией данного права и, таким образом, сделать невозможным существование некоторых политических партий (тех, для которых доходы от предпринимательской деятельности играют решающую роль в финансировании деятельности партии). Очевидно, что последнее не отвечает конституционному принципу признания политического многообразия и многопартийности.
Принимая во внимание изложенное выше, компания Ценные Бумаги Консалтинг направила в Министерство юстиции критическое экспертное заключение по результатам антикоррупционной экспертизы предлагаемых изменений в Федеральных закон "О политичесикх партиях" с предложением исключить из него запрет на заключение политическими партиями договоров займа и кредитных договоров.
С полным текстом экспертного заключения проекта можно ознакомиться здесь: http://vk.com/doc51225521_157106069?hash=401303d275bb450fda&dl=f5b7d9e9a0fc3d219b
|