Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Контакты Телеграм-канал
Lawfirm.ru - на главную страницу

  Комментарии


 


Использование иностранных компаний в деятельности российских предприятий

 

 

 

Если бизнес расположен в России, то нужны ли в его структуре иностранные компании, и для достижения каких целей в принципе они могут использоваться? Например, для получения налоговых льгот, защиты от рейдерского захвата, оптимизации международной торговли или иных целей? Рассмотрим этот вопрос более подробно.

27.11.2012Адвокатское бюро DS Law, ds-law.ru

Использование иностранных компаний в организации бизнес-процессов является распространенным явлением для российских предпринимателей на протяжении уже более двух десятилетий. Цели включения зарубежных организаций в структуру группы могут быть различными.

Для кого-то основная цель – это конфиденциальность владения, для других это могут быть привлечение инвестора, защита активов и управление ими, налоговая экономия. Так или иначе, многие предприятия структурируют бизнес с участием фирм за рубежом.

 

Конфиденциальность владения

Не секрет, что ведение бизнеса в России сопряжено с определенными рисками, не последним из которых является риск недружественного поглощения. Одним из элементов возможной защиты от рейдерского захвата может являться выведение владения бизнесом и активами за границу с целью обеспечения конфиденциальности. Это дает возможность минимизировать доступность информации о компании для третьих лиц.

 

[…защитить предприятие от рейдерского захвата можно посредством выведения владения бизнесом и активами за границу с целью обеспечения конфиденциальности…]

 

С точки зрения защиты конфиденциальности передача владения и управления российскими активами иностранной фирме удобна тем, что реестры директоров и акционеров некоторых зарубежных юрисдикций являются закрытыми. Если же реестр открытый, т. е. информация доступна третьим лицам, то, как правило, за рубежом есть возможность использования номинального сервиса.

Либо иной вариант - если есть законодательные ограничения по использованию номиналов, то можно рассмотреть варианты оформления владения на юридическое лицо, компанию, расположенную в другой юрисдикции. Тем самым удлиняется цепочка владения и, как следствие, усложняется процедура раскрытия конечных собственников бизнеса.

Учитывая, что реестр практически всех европейских юрисдикций открытый, акционерами европейских компаний нередко выступают юридические лица, зарегистрированные в другой стране, иногда даже в офшоре. Например, все большей популярностью пользуется конструкция, когда акционером европейской компании выступает фирма, зарегистрированная на Кипре (что удобно с точки зрения, в том числе, налогообложения). Владельцем же кипрского холдинга является организация из классической офшорной юрисдикции, такой как Британские Виргинские острова, Белиз, Сейшелы или др.

 

Льготные налоговые режимы

Законодательство позволяет бизнесу использовать наиболее удобный и выгодный способ уплаты налогов при условии, что такой способ соответствует закону и характеру финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Международно-правовые инструменты предоставляют в данном случае дополнительные возможности для получения налоговых льгот и различного рода преференций. Например, ставки налогов могут быть значительно снижены при выборе оптимального места ведения деятельности и места налогообложения для того или иного вида дохода.

Большинство стран ЕС имеют льготные режимы для налогообложения пассивных доходов. Например, в Австрии отсутствует налог на прирост капитала, а на Кипре - доход от купли-продажи ценных бумаг и т. п.

Наряду с льготами национального законодательства существуют международные договоры, позволяющие применять льготные ставки при выполнении определенных условий. В основном такие соглашения заключаются для того, чтобы исключить возможность обложения налогом одного и того же дохода дважды - в двух странах. Этот аспект может играть ключевую роль при построении холдинговых структур.

Также на международном уровне возможность построения эффективных налоговых структур обусловлена наличием соглашений, распространяющихся на несколько стран. Например, на территории Евросоюза действуют определенные унифицированные правила, охватывающие все государства ЕС.

Ярким примером может служить директива «О материнских и дочерних компаниях», в соответствии с которой при соблюдении определенных условий дивиденды, распределяемые дочерним предприятием, которое расположено в одном государстве, будут выплачиваться без удержания налога у источника. Кроме того, они не облагаются налогом при получении их материнской компанией, находящейся в другом европейском государстве.

 

Риски соглашений

Достаточно широкие возможности минимизации налогообложения пассивных видов доходов за счет использования двусторонних соглашений и европейских директив привели к злоупотреблениям. Часто предприниматели выбирают страны для регистрации компаний, не имея экономического обоснования для ведения деятельности в этом регионе. То есть они не планируют открывать реально действующий офис и (или) взаимодействовать с контрагентами в данной юрисдикции, ориентируясь только на ставки налогов, предусмотренных соглашениями.

Такое целенаправленное использование налоговых договоров для минимизации налоговых выплат называется «treaty shopping». Иногда в национальном законодательстве или в самих договорах предусмотрены ограничения по treaty shopping, поскольку такое поведение нарушает основную логику соглашений. Ведь компания не должна нести дополнительных издержек именно в связи со своей основной экономической деятельностью. С другой стороны, нельзя и создавать искусственные структуры, направленные лишь на получение выгоды от тех или иных положений законодательства.

В связи с этим финансовыми службами разных стран все большее внимание уделяется предотвращению уклонения от налогов участников международного взаимодействия. Поэтому в большинство договоров в последние годы включаются условия о том, что их положения распространяются только на тех участников, которые действительно являются резидентами договаривающихся государств.

Применительно к предприятиям определение их налогового резидентства есть установление места осуществления фактического управления. Таким образом, иностранная компания, фактическое управление которой осуществляется с территории другой страны, может лишиться возможности получения налоговых преимуществ. Дальнейшее развитие получают положения, ставящие возможность применения пониженных ставок налогов в зависимость не только от места управления, но и от места фактического получения дохода конечным бенефициаром, если он является резидентом одного из договаривающихся государств.

В дополнение к этому в соглашения включаются условия об обмене налоговой информацией и правовой помощи по конкретным участникам экономической деятельности в случае возникновения каких-либо спорных ситуаций. Также все большее внимание уделяется т. н. substance, т.е. принципу наличия реальной экономической деятельности, превалирования реального и экономического содержания над формой. Создание реального присутствия в юрисдикции учреждения иностранного юридического лица может минимизировать риски признания структуры искусственной.

 

[…создание признаков реального присутствия в иностранной юрисдикции может минимизировать риски признания данной фирмы искусственной…]

 

Российская Федерация обладает достаточно широкой сетью соглашений об избежании двойного налогообложения, примерно с 70 государствами. Это позволяет выбрать оптимальную юрисдикцию для структурирования группы с учетом конкретной специфики бизнеса.

 

Как получить роялти

Наиболее распространенной ситуацией является следующая. Компания зарегистрирована в одной из безналоговых юрисдикций (например, Британские Виргинские острова, Белиз), разрабатывает товарный знак и регистрирует его в России. Также возможны случаи, когда иностранная фирма приобретает товарный знак, осуществляет переоформление.

После этого она продает лицензионные права на его использование организации, расположенной в стране, с которой у РФ заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, предусматривающее низкую ставку налога у источника по платежам роялти. Это может быть, например, кипрская компания.

Далее эта промежуточная фирма передает лицензионные права на использование товарного знака российской организации, которая за пользование ими осуществляет выплату роялти. Так, например, по соглашению с Кипром, данные выплаты не облагаются налогом в России. Кипрская компания получает вознаграждение, и далее, оставляя свое комиссионное вознаграждение (1-5%), осуществляет платеж в пользу офшорной структуры.

С точки зрения налогообложения в России выплаты роялти относятся на себестоимость российской организации. Соответственно, себестоимость повышается, налогооблагаемая база по налогу на прибыль уменьшается. С точки зрения кипрского законодательства возникает налог на прибыль кипрской фирмы (10% с вознаграждения), но при этом налога у источника при перечислении роялти на офшорную компанию не возникает.

Несмотря на формальную законность подобной структуры, она может явиться поводом для дополнительных вопросов со стороны российских налоговых органов. Особенно в том случае, если суммы выплачиваемых роялти превышают разумные и экономически обоснованные размеры.

 

Иностранный купец

Иностранная фирма может стать хорошим решением для организаций, ведущих международную торговлю. Рассмотрим два варианта – импортную и экспортную фирмы.

Экспортная компания, зарегистрированная в одной из безналоговых юрисдикций (например, Сент-Винсент и Гренадины), является промежуточным звеном между российской организацией и ее иностранным партнером. При работе используется реинвойсинг – занижение или завышение стоимости товара в зависимости от необходимости. При экспорте офшорная фирма покупает экспортируемый товар по низкой цене, а затем перепродает этот товар конечному покупателю уже по рыночной цене, оставляя у себя не облагаемую налогами прибыль. Физически товар перемещается напрямую от покупателя к продавцу.

Данная схема была и остается весьма популярной при экспорте российской продукции. Между тем, инициативы Минфина, в том числе в части создания режима налогообложения для так называемых CFC-компаний (Controlled foreign company – контролируемая иностранная компания), делают такие операции весьма рискованными, если отсутствует реальный трейдер в зарубежной юрисдикции.

Похожей на экспортную выглядит работа с использованием импортной организации. При импорте товаров через фирму, зарегистрированную в безналоговой юрисдикции, можно увеличить цену импортируемого в Россию товара, и тем самым уменьшить прибыль российского предприятия. А для товаров с высокими таможенными пошлинами, наоборот, объявленную цену можно понизить.

Дополнительно можно заключить с офшорной компанией договоры на перевозку груза, оказание логистических услуг, увеличивая этим расходную часть деятельности российской фирмы.

 

Принцип принципала

При работе с торговыми организациями важно иметь в виду предпочтения контрагентов к стране регистрации такой торговой экспортной или импортной компании, а также учитывать их пожелания по наличию у фирмы номера налогоплательщика НДС. Немаловажно ориентироваться также на требования российских налоговых и таможенных органов.

Разновидностью организации трейдинговой структуры является ситуация, когда в торговых операциях используют агентскую схему работы. В подобном случае принципалом выступает классическая офшорная компания, а агентом – компания, зарегистрированная в стране с хорошей репутацией и высоким уровнем налогообложения. На протяжении длительного времени распространенной являлась связка Британские Виргинские острова (БВО) и Великобритания. Принципал (БВО) дает поручение агенту, который, выполнив поручение, перечисляет прибыль принципалу, оставляя себе агентское вознаграждение (1-5%), с которого и уплачивает налог на прибыль. В данном случае для всех третьих лиц, в т. ч. контрагентов, партнером в сделке является европейская компания с хорошей репутацией.

Сегодня все большей популярностью пользуется аналогичная структура с использованием таких европейских компаний как, например, чешские или словацкие, либо же компаний из юрисдикции в Юго-Восточной Азии (Гонконг, Сингапур) или на Ближнем Востоке (ОАЭ). Выбор принципала может зависеть от конкретной ситуации.

Тем не менее, при организации бизнеса таким образом также необходимо помнить о том, что вся структура должна быть подчинена не только целям достижения налоговой экономии, но и быть реально необходима для осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

 

Другие варианты

Также иностранные компании могут быть использованы:

* для организации финансовых потоков – т. н. финансовые компании (для финансирования деятельности группы и получения процентов);

* для регистрации имущества – например, речного и морского транспорта (яхт), воздушного транспорта, что позволяет уменьшить налоги на доходы от эксплуатации этого транспорта и сократить бюрократические процедуры.

Более сложные механизмы, такие как, например, трасты, позволяют полностью реорганизовать структуру владения активами, передать право собственности, а также контроль и управление активами специально уполномоченным трастовым управляющим. Именно таким образом можно дистанцироваться от непосредственного владения и возможных претензий государственных органов и иных заинтересованных лиц, но при этом не утратить права получения прибыли.

В заключение необходимо отметить следующую тенденцию. Несмотря на повышенный интерес российских государственных органов к иностранным компаниям, а также новый законопроект, разработанный Росфинмониторингом, призванный остановить отток денег из РФ и регистрацию фирм в зонах с низким налогообложением, использование нерезидентных структур будет только расширяться. Причем не только как ответ на высокие риски ведения деятельности в России, но и в рамках общемировой тенденции глобализации бизнес-процессов в целом.

 

Источник: журнал Консультант №19


Прочитавших: 9034 Версия для печати

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Пресс-релизы

Суды и сделки

Анонсы

События






Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты Политика конфиденциальности