Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Контакты Телеграм-канал
Lawfirm.ru - на главную страницу

  Комментарии


Российских эмитентов обяжут прекратить депозитарные программы

 




08.04.2022Dentons, www.dentons.com

1 апреля 2022 года на сайте Государственной Думы был опубликован законопроект (далее – Законопроект), запрещающий размещение и обращение депозитарных расписок, удостоверяющих права в отношении акций российских эмитентов[1] (далее – Депозитарные расписки), а также предусматривающий обязанность российских эмитентов прекратить действие депозитарных программ. Принятие Законопроекта ознаменует конец эры выхода российских компаний на международные рынки акционерного капитала через выпуск Депозитарных расписок.[2]

Законопроект вступит в силу через 10 календарных дней после даты его подписания и официального опубликования (далее – Дата вступления в силу), за исключением отдельных положений, которые вступают в силу раньше указанного срока, как более подробно описано ниже.

Законопроект: основные положения

Расторжение договоров с банками-депозитариями

Согласно Законопроекту, не допускается размещение и обращение Депозитарных расписок за пределами Российской Федерации.

В этой связи, Законопроект предусматривает обязанность российских эмитентов совершить следующие действия:

  1. не позднее пяти рабочих дней с Даты вступления в силу предпринять необходимые и достаточные действия, направленные на расторжение договоров с банками-депозитариями; и
  2. не позднее пяти рабочих дней после совершения таких действий представить в Центральный банк Российской Федерации (далее – ЦБ РФ) информацию о них с приложением подтверждающих документов.

Конвертация в акции и статус неконвертированных Депозитарных расписок

Вышесказанное фактически означает, что находящиеся в обращении Депозитарные расписки должны быть конвертированы в акции, права в отношении которых удостоверяют такие Депозитарные расписки. Следует отметить, что для целей осуществления таких конвертаций Законопроект предусматривает, что владельцы Депозитарных расписок будут определяться по состоянию на Дату вступления в силу. Вероятно, это означает, что владелец Депозитарных расписок, который приобрел их после Даты вступления в силу, не сможет реализовать право на их конвертацию в акции. Полагаем, что такое ограничение может вынудить банки-депозитарии, депозитариев, клиринговые системы и иностранные фондовые биржи приостановить торговлю Депозитарными расписками, если соответствующие операции не были приостановлены ранее.

Кроме того, начиная с Даты вступления в силу:

  1. акции, права в отношении которых удостоверяют неконвертированные Депозитарные расписки, не будут предоставлять право голоса, по ним не будут выплачиваться дивиденды, они не будут учитываться при подсчете голосов. Следовательно, указанные права не будут доступны владельцам Депозитарных расписок и в их пользу не будут выплачиваться дивиденды. В то же время, Законопроект предусматривает, что невыплаченные дивиденды могут быть истребованы акционером после конвертации Депозитарных расписок в акции;
  2. запрещается зачисление акций на счета депо депозитарных программ (т. е. счета, на которых учитываются акции, права в отношении которых удостоверяют Депозитарные расписки), включая зачисление для целей конвертации акций в Депозитарные расписки.

Специальные разрешения

Законопроект предусматривает, что российский эмитент может получить разрешение на продолжение действия депозитарной программы (далее – Разрешение).

Порядок выдачи Разрешений будет установлен Правительством Российской Федерации. Заявление на получение Разрешения должно содержать обоснование необходимости продолжения действия депозитарной программы, в отсутствие которого (в случае признания продолжения необоснованным) в предоставлении Разрешения будет отказано. На данный момент государственный орган, который будет наделен полномочиями по выдаче Разрешений, еще не определен, однако можно предположить, что эта роль будет возложена на ЦБ РФ.

В случае отказа в предоставлении Разрешения, пятидневный срок, в течение которого российский эмитент обязан предпринять действия по расторжению договора с банком-депозитарием, будет исчисляться с даты получения эмитентом решения о таком отказе.

Исключения из регуляторных требований

Законопроект также устанавливает ряд исключений, упрощающих и ускоряющих применение его положений:

  1. все решения / сделки, связанные с расторжением договора с банком-депозитарием, могут быть приняты / заключены единоличным исполнительным органом российского эмитента без необходимости получения согласия совета директоров или общего собрания акционеров;
  2. на конвертацию Депозитарных расписок в акции не будут распространяться требования законодательства в отношении:
    • получения согласия ЦБ РФ на приобретение акций российского банка;
    • получения согласия Федеральной антимонопольной службы на осуществление сделки с акциями российского банка (или направления уведомления об осуществлении такой сделки); и
    • обязательного предложения.

Вопросы, требующие внимания

Несмотря на то, что Законопроектом предусмотрены определенные исключения из регуляторных требований, указанные выше, остается ряд вопросов, на которые российским эмитентам следует обратить особое внимание, в том числе:

  • делистинг, если Депозитарные расписки обращаются на иностранной фондовой бирже;
  • требования российского законодательства, касающиеся зачисления конвертированных акций нерезидентов на счета депо с ограниченным режимом (т. е. счета типа "С");
  • сроки, основания и коммерческие условия досрочного расторжения договоров с банком-депозитарием; и
  • коэффициент конвертации Депозитарных расписок в акции.

Исходя из вышеизложенного, полагаем, что российским эмитентам необходимо заблаговременно обратиться к банкам-депозитариям, фондовым биржам и юридическим консультантам для обсуждения указанных вопросов.

Что дальше?

На дату настоящей публикации Законопроект еще не был принят. В текущей редакции Законопроекта предусмотрено, что рассмотренные выше поправки вступят в силу через 10 календарных дней после подписания и официального опубликования Законопроекта, за исключением положений, наделяющих Правительство Российской Федерации полномочиями по установлению порядка выдачи Разрешений, которые вступят в силу в дату подписания и официального опубликования Законопроекта.

[1]              Примерный список российских эмитентов с депозитарными программами доступен по данной ссылке.

[2]              Отметим, что Законопроект не затрагивает депозитарные программы холдинговых компаний, зарегистрированных за пределами РФ.

 

Прочитавших: 971 Версия для печати

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Новости

 

 






Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты Политика конфиденциальности