Компания согласилась сотрудничать с антимонопольным органом и раскрыла информацию о картеле. Штрафа удалось избежать, но служба потребовала заплатить в бюджет весь антиконкурентный доход. Получилось больше, чем возможный размер оборотного штрафа. Но апелляционная коллегия ФАС России решила, что уплата в бюджет дохода противоречит условиям освобождения от ответственности в таких случаях. Новый обзор основных апелляционных решений ФАС России — в приложении, подготовленном Ассоциацией антимонопольных экспертов.
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) позволяет освободиться от ответственности за антиконкурентное соглашение (от крупных «оборотных» штрафов). Для этого нарушитель должен сильно постараться: добровольно заявить в антимонопольный орган о заключении антиконкурентного соглашения и первым выполнить условия, установленные примечанием 1 к ст. 14.32 КоАП.
Среди этих условий — прекращение участия в незаконном соглашении, сообщение сведений, которыми антимонопольный орган ранее не располагал, и предоставление именно сведений и документов, достаточных для установления события правонарушения.
Это очень важная норма. Она стимулирует выход из антиконкурентных соглашений, которые причиняют большой вред экономике. Кроме того, она позволяет эффективнее раскрывать и пресекать латентные нарушения.
Но, оказывается, до недавнего времени сдавшееся таким образом и активно сотрудничавшее с антимонопольным «следствием» лицо могло столкнуться даже с большими неприятностями, чем если бы оно продолжало нарушать закон и рисковать взысканием оборотного штрафа.
В одном из дел региональное управление ФАС приняло признание и помощь (в изобличении иных фигурантов) компании и, действительно, не стало ее штрафовать. Зато – внимание – выдало предписание о перечислении в бюджет всего антиконкурентного дохода, полученного при реализации незаконного соглашения. А это без малого 18 млн руб. и, скорее всего, существенно больше оборотного штрафа с того же дохода.
Предписание было успешно оспорено в Апелляционной коллегии ФАС России. Служба указала, что выдача предписания о перечислении в бюджет антиконкурентного дохода в такой ситуации нивелирует механизм освобождения от ответственности, установленный примечанием 1 к ст. 14.32КоАП, и противоречит его условиям.
Есть надежда, что это решение Апелляционной коллегии ФАС России станет заслоном для новых предписаний такого же рода.
Член Генерального совета Ассоциации антимонопольных экспертов, редактор и соавтор обзора Олег Москвитин так комментирует это дело: «Коллегиальные органы ФАС России не в первый раз обращаются к вопросу правомерности взыскания в бюджет дохода от монополистической деятельности. Так, Решением Апелляционной коллегии от 18 июля 2018 г. по делу № 1-14.6-247/78-01-16 было отменено соответствующее предписание УФАС по следующим основаниям:
-
в рамках рассмотрения дела УФАС располагало сведениями о выручке нарушителя запрета на недобросовестную конкуренцию от реализации спорного товара. Следовательно, у УФАС имелась возможность для исчисления административного штрафа в соответствии с частью 2 статьи 14.33 КоАП РФ;
-
выдача УФАС предписания вместо начисления оборотного штрафа в указанной ситуации нарушает в том числе упомянутые выше разъяснения ФАС России, а следовательно, нарушает единообразие практики, что предполагает отмену предписания о перечислении дохода в бюджет».
С этим и другими делами более подробно вы можете ознакомиться в обзоре.
|