Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Контакты
Lawfirm.ru - на главную страницу

  Комментарии





 


Как изменится жизнь бизнеса с 1 сентября 2016 года: изменения в законодательстве

Обзор важнейших изменений в законодательстве, подготовленный специалистами Tenzor Consulting Group

06.09.2016Tenzor Consulting Group, www.tencon.ru
Реклама:

"Аксином": Переводческие услуги для юридического сообщества» »»

1. Вступает в силу Федеральный закон от 29.12.2015 № 409-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»

Закон об арбитраже вносит несколько важных изменений в работу судебной системы Российской Федерации. Прежде всего, устанавливается новый порядок создания постоянно действующих третейских судов, в соответствии с которым третейские суды могут быть созданы только при некоммерческих организациях, после получения разрешения Правительства Российской Федерации. Разрешение выдается на основании рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства. Основные правила образования и деятельности Совета также определены новым Законом об арбитраже и должны быть в дальнейшем конкретизированы в подзаконных актах Минюста.

Для получения российской некоммерческой организацией разрешения на осуществление функций арбитражного суда, должны быть соблюдены следующие критерии:

• правила арбитражного учреждения и его рекомендованный список арбитров должны соответствовать требованиям Закона об арбитраже;

• представленная информация о некоммерческой организации, при которой создается арбитражное учреждение, должна быть достоверной;

• репутация некоммерческой организации, масштаб и характер ее деятельности, с учетом состава ее учредителей (участников), должны позволять обеспечивать высокий уровень организации деятельности арбитражного учреждения, в том числе в части финансового обеспечения создания и деятельности учреждения, осуществление указанной организацией деятельности, направленной на развитие арбитража в России.

Для иностранных же арбитражных учреждений установлено только одно требование – наличие широко признанной международной репутации.

Очевидно, что репутационные требования носят субъективный характер. В связи с этим высказывались опасения по поводу того, что контроль со стороны государства по вопросам создания и деятельности постоянно действующих арбитражных судов будет чрезмерным. Однако стоит заметить, что Совет, по рекомендации которого Правительство РФ выдает или отказывает в выдаче разрешения, формируется из государственных служащих только на 1/3, а в остальной части будет состоять из представителей юридического, научного и предпринимательского сообществ, общероссийских объединений предпринимателей, торгово-промышленных палат, и иных лиц. Кроме того, Закон об арбитраже закрепляет возможность оспаривания отказа в предоставлении права на осуществление функций арбитража в судебном порядке.

Также, закон устанавливает требование о том, что арбитраж должен вести и размещать на своем сайте рекомендованный им список арбитров, состоящий не менее чем из 30 человек. В каждом рекомендованном списке арбитров не менее 1/3 арбитров должны иметь ученую степень, присужденную на территории России по научной специальности, входящей в перечень, который утверждается Минюстом на основании рекомендаций Совета, а не менее 1/2 арбитров должны обладать опытом разрешения гражданско-правовых споров в качестве третейских судей (арбитров) или в качестве судей государственных судов, в течение не менее 10 лет, предшествующих дате включения в рекомендованный список арбитров. Арбитр не может быть включен в списки более чем 3-х арбитражных учреждений.

Теперь закон предусматривает возможность принудительной ликвидации арбитражного суда, если в его деятельности выявлены грубые неоднократные нарушения Закона об арбитраже, повлекшие, в частности, значительный ущерб правам и законным интересам сторон арбитража и иных лиц. В этом случае Минюст выносит предписание о принятии некоммерческой организацией решения о прекращении деятельности ее арбитража в течение одного месяца со дня вынесения предписания; при неисполнении предписания Минюст обращается в арбитражный суд с заявлением о прекращении деятельности арбитражного учреждения.

В целях приведения деятельности арбитражных учреждений в соответствие с новыми требованиями в Законе об арбитраже предусмотрен переходный период, в течение которого действующие суды должны получить разрешения Правительства РФ на осуществление своих функций. Переходный период определен сроком в 1 год со дня принятия Правительством РФ актов, регулирующих порядок получения разрешения. Суды, не получившие такое разрешение, не вправе продолжать свою деятельность.

Как быть в случае, если организация имеет уже заключенное арбитражное соглашение, если предусмотренные им суды не получат такого разрешения? Закон устанавливает создание одного единственного учреждения-правопреемника по отношению к учреждению-правопредшественнику.

Таким образом, если организация рассматривает вопрос о подписании арбитражного соглашения в данный момент, стоит обратить пристальное внимание на выбор арбитража, возможно, стоит остановиться на суде, имеющим хорошую репутацию, проверенную годами.

Проблема четкого определения, какие категории споров могут передаваться в арбитраж, является актуальной. Невозможность объекта спора быть предметом арбитражного разбирательства является одним из безусловных оснований для отмены арбитражного решения или для отказа в исполнении такого решения. Как известно, практика российских судов в данном вопросе далеко не всегда складывалась однозначно, что порождало правовую неопределенность и не способствовало развитию института третейского разбирательства как действительной альтернативы государственному правосудию.

В ГПК РФ и АПК РФ определены правила в отношении споров, подведомственных судам (арбитражным судам), которые могут быть переданы на рассмотрение третейского суда при наличии действующего арбитражного соглашения между сторонами спора. Так, утвержден закрытый перечень споров, которые не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда (часть 2 статьи 221 ГПК РФ, часть 6 статьи 9, часть 2 статьи 33 АПК РФ):

• корпоративные споры, указанные в ч. 2 новой редакции ст. 225.1 АПК РФ (о созыве общего собрания участников; споры, вытекающие из деятельности нотариусов по удостоверению сделок с долями в уставном капитале ООО;

• споры, связанные с оспариванием ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействий) государственных органов, и т.д.);

• споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством РФ о приватизации государственного и муниципального имущества или законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

• споры, возникающие из отношений, связанных с возмещением вреда, причиненного окружающей среде;

• споры о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью;

• споры, возникающие из трудовых, наследственных и семейных отношений, в том числе споры, возникающие из отношений по распоряжению опекунами и попечителями имуществом подопечного (за исключением дел о разделе между супругами совместно нажитого имущества).

Таким образом, хотелось отметить, что прежнее законодательство ориентировалось на принцип предоставления максимальной свободы в вопросах создания и деятельности арбитражных судов. Однако на практике третейские суды не обеспечивали разрешение споров, а служили скорее определенным бизнес-интересам. В итоге образовалась необходимость определенного упорядочивания в данной сфере, в первую очередь процесса создания арбитражных судов. Теперь организациям при составлении и подписании арбитражного соглашения необходимо обратить еще более пристальное внимание на то, какой суд будет рассматривать потенциальный спор.


2. Важные изменения в Федеральном законе от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Основное изменение касается предоставления заказчику права закупать у единственного поставщика товары, производство которых создается и осваивается на территории РФ на условиях, установленных Правительством РФ.

Правительство РФ наделяется полномочиями по заключению акта, по которому сторона (инвестор) специального инвестиционного контракта или привлеченное такой стороной (инвестором) иное лицо, осуществляющее создание, модернизацию и (или) освоение производства товара на территории РФ в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, заключенным в соответствии с Федеральным законом "О промышленной политике в Российской Федерации", может определяться единственным поставщиком указанного товара, с которым заказчики вправе заключать контракты.

Однако товар должен являться промышленной продукцией, не имеющей произведенных аналогов в Российской Федерации.

Федеральным законом № 44-ФЗ, в частности новой статьей 111.4, устанавливаются положения, касающиеся особенностей заключения государственного контракта, предусматривающего встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства товара. Такие контракты будут заключаться на основе конкурсов, проводимых в соответствии с актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Также, Правительству Российской Федерации предоставляется право не только определять сторону (инвестора) специального инвестиционного контракта, но и устанавливать порядок ведения реестра единственных поставщиков товара, а также другими полномочиями, например, установления особенностей планирования закупок, предусматривающих заключение государственных контрактов со встречными инвестиционными обязательствами поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства товара на территории субъекта Российской Федерации (включая особенности определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта), особенностей проведения конкурсов для определения поставщика, с которым заключается такой государственный контракт и другими полномочиями.

Кроме того, Федеральным законом вносятся изменения также в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» и Земельный кодекс Российской Федерации (далее – ЗК). Так, теперь договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности может заключаться без проведения торгов, если предоставление земельного участка, необходимо для осуществления деятельности, предусмотренной инвестиционным контрактом.

Особого внимания также заслуживает изменение, согласно которому заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения договора при любом несоответствии требованиям документации: как поставщика, так и товара.

В текущей редакции Закона №44 заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе только в том случае, если сам поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует требованиям документации, либо представил недостоверную информацию о своём соответствии установленным требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

С 1 сентября также вводится новое основание для запроса предложений. Его можно будет проводить в случае, если контракт был расторгнут вследствие одностороннего отказа заказчика, вызванного несоответствием поставщика и/или товара требованиям документации соответствии с ч. 15 ст. 95 Закона 44-ФЗ.

В настоящее же время право проведения запроса предложений даёт только расторжение контракта в соответствии по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.

Тем самым, данные изменения в сфере государственного и муниципального заказа носят существенного значение как для крупных инвестиционных проектов, так и небольших, осуществляемых на муниципальном уровне.

3. Входят в применение онлайн-кассы. Данные о продажах будут передаваться с кассовых аппаратов напрямую в налоговые органы

Так, изменения коснулись Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники». В соответствии с новыми нормами ККТ будет не только печатать чек и хранить данные, но и отправлять электронную копию чека в налоговый орган, а также и покупателю по запросу на представленный им e-mail адрес.

Федеральной налоговой службы (ФНС) на официальном сайте будет вести реестр с серийными номерами всех кассовых аппаратов и фискальных накопителей. Данные реестра будут предоставляться производителям ККТ. Регистрация и перерегистрация касс, сведения о которых отсутствуют в реестрах, не допускается. Если кассу, к примеру, за факт неприменения исключили из реестра, использовать или повторно зарегистрировать ее уже не получится.

Информация же о чеках будет передаваться в налоговый орган через оператора фискальных данных (ОФД) - юридическое лицо, получившее лицензию в ФСБ. Оператор фискальных данных уполномочен накапливать, хранить и передавать данные о продажах в налоговую службу. Договор на оказание услуг между предпринимателем и ОФД заключается в момент покупки кассы.

Тем не менее, некоторые модели кассовых аппаратов можно просто модернизировать. Для этого необходимо снять ККТ с учета в налоговой, установить в сервисном центре фискальный накопитель и обновить программное обеспечение. После чего можно будет вновь поставить кассу на учет в ФНС. Аппарат должен иметь новое название, номер и паспорт.

Если в организации произошло кратковременное отсутствие связи, ККТ  выдаст чек, который будет содержать код, сформированный самой ККТ, с пометкой автономный. Когда связь восстановится, информация о произведенных расчетах отправится ОФД. Однако необходимо проверить поступление данные с ККТ в налоговый орган в течение трех дней. В противном случае не поступление данных будет считаться нарушением, которое повлечет за собой наложение штрафа.

Зарегистрировать кассу можно следующим образом. Если предприниматель имеет электронную подпись, он может сделать это через интернет, создать личный кабинет на официальном сайте ОФД, оставить заявку и подтвердить ее своей электронной подписью. Оператор фискальных данных передаст заявку в налоговую, а налоговики пришлют вам регистрационный номер, который нужно будет ввести в настройки кассового аппарата. При отсутствие у предпринимателя электронной подписи, ему необходимо обратиться в налоговый орган с заявлением о регистрации ККТ.

Некоторые виды деятельности по-прежнему освобождаются от применения ККТ в соответствии с законом. Например, такие как:

• некоторые виды мелкорозничной (продажа газет, билетов, мороженого и т.д.) и разносной торговли;

• торговля на розничных рынках, ярмарках, за исключением магазинов, павильонов, то есть мест, обеспечивающих сохранность товаров;

• изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;

• ремонт и окраска обуви;

• реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;

• и другие.

С вступлением в силу данных поправок покупателю будет проще подтвердить факт покупки с помощью электронного чека, в случае если он потерял бумажный аналог. ??

Тем не менее, оправданность использования ККТ подтверждена результатами тестирования, в котором приняли участие крупные ритейлинговые сети, которые утверждают, что передача данных напрямую доказала свою результативность.

С 1 сентября 2016 года предприниматели могут начать использовать онлайн-кассы по желанию. С 1 февраля 2017 года зарегистрировать можно будет только онлайн-кассу. Обязательный переход на онлайн-кассы для тех, кто сейчас применяет контрольно-кассовую технику, откладывается до 1 июля 2017 года. Плательщики ЕНВД и патента будут обязаны использовать онлайн-кассы с 1 июля 2018 года. Также с 1 июля 2018 года онлайн-кассы должны быть в составе торговых автоматов.

Также, стоит обратить внимание, что возможно получения налогового вычета для тех предпринимателей, которые перейдут на онлайн-кассы. Прежде всего это касается плательщиков ЕНВД и патента, которые сейчас освобождены от применения кассовых аппаратов. По предварительным подсчетам, налоговый вычет составит 18 000 рублей (около 3 МРОТ), то есть, возможно, покроет минимальную стоимость нового кассового аппарата. 

 


Прочитавших: 3668 Версия для печати

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Пресс-релизы

Суды и сделки

Анонсы

События





Translex - Юридически грамотный перевод

Аксином. Переводческие услуги для юридического сообщества

Staffwell




Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты