По мнению антимонопольного органа, указанное Постановление в нарушение требований ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» закрепило возможность заключения с государственным предприятием как единственным поставщиком контрактов с медицинскими организациями без проведения конкурентной процедуры.
Тем не менее, ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на подобные ограничивающие конкуренцию акты органов государственной власти субъектов РФ за исключением прямо предусмотренных федеральным законом случаев.
Одно из таких исключений установлено п. 6 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Данное положение предусматривает, что заключение контракта с единственным поставщиком допустимо при наличии следующих обстоятельств:
-
закупка работ или услуг производится для обеспечения нужд субъекта РФ;
-
их выполнение осуществляется органом исполнительной власти субъекта, либо подведомственным ему государственным учреждением (предприятием);
-
полномочия такого государственного учреждения (предприятия) установлены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, законодательными актами субъекта РФ.
Как следует из материалов рассматриваемого дела, оспариваемое Постановление Правительства Нижегородской области было принято в форме подзаконного акта субъекта РФ и поэтому не могло подпадать под действие указанной нормы.
Кроме того, установленное п. 6 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ исключение относится к закупкам работ или услуг, но не товаров (в том числе лекарственных средств и медицинских изделий). На основании указанных несоответствий судами трех инстанций Постановление Правительства Нижегородской области было признано недействительным.
С учетом наметившейся практики по созданию в различных регионах подобных государственных предприятий с полномочиями по участию в госзакупках в качестве единственного участника, подобная судебная практика может стать эффективным механизмом для предотвращения злоупотреблений региональными властями при закупке лекарственных средств и медицинских изделий.
Тем не менее, об окончательном подтверждении указанной практики можно будет говорить после рассмотрения дела Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного суда РФ. Соответствующая кассационные жалобы были направлены в коллегию «Нижегородской областной фармацией» и Правительством Нижегородской области в середине апреля.
|