Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Контакты
Lawfirm.ru - на главную страницу

  Статьи


 


«Закон о госконтроле: в чем основная идея реформы». Публикация Дмитрия Фесько для Право.ру



08.07.2021Alliance Legal CG, www.al-cg.com
Реклама:

Бюро переводов ТРАНСЛЕКС: точный юридический перевод и лингвистическое сопровождение бизнеса »»

Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» № 248-ФЗ вступил в силу 1 июля 2021 года. Закон призван снизить количество проверок в отношении добросовестных предпринимателей, а также в тех секторах экономики, где риск нарушений обязательных требований невелик. Председатель Наблюдательного совета (Совета партнеров) Alliance Legal CG Дмитрий Фесько в своей авторской колонке объясняет, что стоит знать бизнесу об этой новелле и к чему готовиться.

Новый закон, и это принципиально отличает его от предыдущего, рассматривает признание, соблюдение и защиту прав контролируемых лиц (всех граждан и организаций) как принцип государственного контроля (ст. 10 закона) и одновременно как важнейшую обязанность контрольных (надзорных) органов (ст. 29 закона). По сути, это формирование новой системы координат во взаимодействии проверяющих и проверяемых, во главе которой стоят приоритеты соблюдения и защиты прав граждан и организаций.

На какие конкретные положения реформы стоит обратить внимание?

Архиважным является положение нового закона о приоритете профилактических мероприятий по отношению к контрольным (надзорным) действиям. Главным здесь в работе проверяющих органов является не кара виновных, а предупреждение нарушений с их стороны обязательных требований. Перечень профилактических мер достаточно широк. Усиление гарантий прав проверяемых лиц прослеживается, в частности, и в новых – упредительных мерах, таких как стимулирование добросовестности (ст. 48 закона), самообследование (ст. 51 закона), профилактический визит (ст. 52 закона). 

Существенным моментом профилактики нарушений обязательных требований является то, что осуществление многих упредительных мер должно быть согласованно с проверяемыми лицами. С одной стороны, данное правило является гарантией защиты от необоснованного вмешательства в работу контролируемых лиц, с другой – повышением их ответственности за несоблюдение обязательных требований.

Для соблюдения законных интересов бизнеса также весьма существенным является установление в новом законе исчерпывающего перечня видов контрольных (надзорных) мероприятий и подробных правил их проведения. Данный подход в значительной мере сужает поле для административного усмотрения инспекторов.

Этой же цели служит тот факт, что закон ориентирован на новые технологии в контрольной (надзорной) деятельности, которые сужают коррупционную составляющую и в максимальной степени обеспечивают соблюдение прав контролируемых лиц. Это происходит благодаря сокращению числа прямых взаимодействий контрольных органов и подконтрольных лиц. В частности, нововведения предусматривают дистанционную форму взаимодействия сторон.

Реформа предусматривает активное внедрение в деятельность контрольно-надзорных органов исполнительной власти современных информационно-телекоммуникационных технологий, таких как ФГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг», ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг», ГАИС «Управление», призванных обеспечивать межведомственное взаимодействие при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.

Новый закон в качестве основной формы информационных связей между контрольными (надзорными) органами и контролируемыми лицами закрепляет электронное взаимодействие. Доводить свои решения и сообщать о своих действиях контрольные органы будут через Единый портал государственных услуг, заверяя документы квалифицированной электронной подписью. Равным образом и контролируемые лица будут направлять свои документы в адрес контрольных органов, включая жалобы, в электронном виде через Единый портал государственных услуг и другие порталы (ст. 21, 40, 43, 98 закона).

Снижение интенсивности административной нагрузки на проверяемую сторону будет достигнуто за счет сокращения числа выездных проверок. Они будут проводиться в исключительных случаях. Срок строго регламентирован и не может превышать десяти дней. 

Насколько важны эти изменения для бизнеса?

 

Все нововведения должны привести к сокращению всевозможных проверок контролируемых лиц и уменьшению давления на бизнес. Для обеспечения прав представителей бизнеса также крайне важным является правило, согласно которому недействительными могут признаваться решения, принятые не только по результату проверки, но и по результату любого контрольного мероприятия, если оно прошло с грубым нарушением требований к его организации (ст. 91 закона).

Источник: Право.ру
Автор: Фесько Дмитрий, Партнер, председатель Наблюдательного совета. 

Оценка статьи :Оценки пока нет
Ваша оценка

Прочитавших: 378


Прочитавших: 378 Версия для печати
Оценка статьи :Оценки пока нет
Ваша оценка

Последние публикации:







Translex - Юридически грамотный перевод




Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты Политика конфиденциальности