BEST LAWYERS 2018! Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты
Lawfirm.ru - на главную страницу

  Обзоры, Инфографика


Юридические семинары М-Логос

Курсы повышения квалификации М-Логос

Курсы повышения квалификации Школы права Статут

Семинары школы права Статут


 


Основные элементы финансирования судовой отрасли в Казахстане.

Регистрация морских судов; Исключение судна из реестра; Право плавания под двумя флагами; Регистрация залога иностранного судна; Обращение взыскания на заложенное судно; Арест судна; Права залогодержателя; Изменение права собственности на судно; Преимущество залоговых требований; Конвенции

18.11.2016Unicase, unicaselaw.com

Бюро переводов ТРАНСЛЕКС: точный юридический перевод и лингвистическое сопровождение бизнеса »»

РЕГИСТРАЦИЯ МОРСКИХ СУДОВ

1.      Существуют ли в Казахстане специальные реестры для регистрации судов? Если да, какие основные данные регистрируются в таких реестрах?

Регистрация судна, всех прав и сделок в отношении него осуществляется соответствующей морской администрацией порта (является территориальным департаментом Комитета транспорта Министерства инвестиций и развития Республики Казахстан (далее – «Комитет»).

Существуют пять реестров:

1) Государственный судовой реестр морских судов (далее – «Государственный реестр» [1]);

2)    судовая книга [2];

3)    бербоут-чартерный реестр [3];

4)    международный судовой реестр Республики Казахстан; и

5)    реестр строящихся судов.

Первые  два  реестра  используются для регистрации судов, находящихся в собственности (i)государства, (ii) граждан и юридических лиц Казахстана,  (iii) иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в Каспийском море через зарегистрированные   в установленном порядке филиалы, в соответствии с Соглашением о разделе продукции по Северному Каспию от 18 ноября 1997 года (далее – «Соглашение о разделе продукции по Северному Каспию»).

Третий реестр используется для регистрации иностранных судов, предоставленных в пользование по бербоут-чартеру сроком на два года (с правом дальнейшего продления через каждые два года): (i) казахстанскому фрахтователю или (ii) иностранному юридическому лицу, осуществляющему деятельность в Каспийском море через зарегистрированные в установленном порядке филиалы, в соответствии с Соглашением о разделе продукции по Северному Каспию (подрядные компании, оператор, агенты, субподрядчики), после получения решения Комитета.

В четвертом реестре регистрируются суда, используемые для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа, буксировки, в том числе суда, предоставленные в пользование по бербоут-чартеру.

В зависимости от реестра, в нем должна содержаться следующая информация:

·           название судна;

·           данные собственника судна;

·           данные фрахтователя судна;

·           тип и назначение судна;

·           технические данные судна;

·           даты вступления в силу и прекращения договора бербоут-чартера;

·           срок действия права плавания под флагом Казахстана;

·           данные о любой регистрации судна в иностранных реестрах – (данные порта регистрации);

·           детали залога судов.

В соответствии с законодательством Казахстана морские суда приравниваются к недвижимому имуществу. Поэтому данные о зарегистрированных правах (обременениях) на судно подлежат внесению в единый государственный реестр зарегистрированных прав на недвижимое имущество (правовой кадастр), ведение которого осуществляется органами юстиции. Данная информация должна предоставляться соответствующим филиалом морской администрации порта.

ИСКЛЮЧЕНИЕ СУДНА ИЗ РЕЕСТРА

2.      Как исключить судно из соответствующего реестра? Кто может обратиться за исключением судна из реестра? Может ли собственник исключить заложенное судно из реестра без согласия залогодержателя?

Из Государственного реестра подлежит исключению судно:

1)    погибшее или пропавшее без вести;

2)    конструктивно погибшее;

3)    утратившее качества судна в результате перестройки или любых других изменений;

4)    переставшее соответствовать требованиям о праве собственности, указанным в ответе на Вопрос № 1.

Во всех вышеуказанных случаях исключение судна из реестра должно быть осуществлено на основании заявления собственника судна (стороны соглашения о разделе продукции).

При наличии зарегистрированной ипотеки на судно морская администрация порта вправе отказать в исключении судна из соответствующего реестра до тех пор, пока: (i) обеспеченные залогом обязательства не исполнены полностью, или (ii) не получено письменное согласие всех залогодержателей. Вышесказанное, однако, не применяется в отношении принудительной продажи судна. В случае принудительной продажи заложенного судна морская администрация порта направляет соответствующему залогодержателю уведомление о предстоящем исключении судна из соответствующего реестра, чтобы залогодержатель принял надлежащие меры для защиты своих интересов. При неполучении согласия морская администрация порта исключает судно из соответствующего реестра по истечении трех месяцев после уведомления залогодержателя.

Исключение судна из реестра подтверждается свидетельством об исключении судна из соответствующего реестра.

Из бербоут-чартерного реестра подлежит исключению судно:  

1)    погибшее или пропавшее без вести;

2)    конструктивно погибшее;

3)    утратившее качество в результате перестройки или любых других изменений;  

4)    переставшее соответствовать законодательным требованиям; и

5)    в случае признания недействительным (аннулирования) разрешения Комитета на право временного плавания под  Государственным флагом Казахстана.

В дополнение, вышеуказанные основания для исключения судна из Государственного реестра также применяются к судам, предоставленным в пользование по бербоут-чартеру. Казахстанский фрахтователь обязан возвратить морской администрации порта свидетельство о предоставлении временного        права  плавания под Государственным флагом Казахстана в течение семи рабочих дней с даты истечения срока действия соответствующего разрешения.

Из международного судового реестра Республики Казахстан подлежит исключению судно:

1)    погибшее или пропавшее без вести,

2)    конструктивно погибшее,

3)    утратившее качества судна в результате перестройки или любых других изменений,

4)    переставшее соответствовать требованиям о праве собственности, указанным в ответе на   Вопрос №1,

5) в отношении которого Комитетом аннулировано решение о временном предоставлении права плавания под Государственным флагом          Республики Казахстан,

6)    в отношении которого выявлен факт осуществления на нем деятельности в пределах территориальных вод Республики Казахстан.

Исключение из международного судового реестра Республики Казахстан судна, в отношении права собственности и иных вещных прав на которое установлены ограничения (обременения), осуществляется с согласия в письменной форме лица, в пользу которого установлено соответствующее ограничение (обременение).

Необходимо отметить, что положения о международном судовом реестре Республики Казахстан, а также регистрации судов и их исключения из такого реестра были внесены в Закон «О торговом мореплавании» только в июле 2013 года и, насколько нам известно, еще недостаточно протестированы на практике.

ПРАВО ПЛАВАНИЯ ПОД ДВУМЯ ФЛАГАМИ

3.      Разрешено ли плавание под двумя флагами по казахстанскому законодательству?

По общему правилу, плавание под флагами нескольких государств запрещено. Однако, иностранным судам разрешается плавание под Государственным флагом Казахстана, при условии, что такие суда были переданы казахстанскому фрахтователю по бербоут-чартеру или иностранным юридическим лицам, осуществляющим свою деятельность через зарегистрированные филиалы в Каспийском море, в соответствии с Соглашением о разделе продукции по Северному Каспию.

Существует длительная процедура для получения такого права, выдаваемого в форме разрешения Комитета. Оно может быть выдано при условии, если:

1)    фрахтователь соответствует вышеуказанным требованиям резидентства,

2)    собственник судна письменно согласился на перевод судна под Государственный флаг Казахстана,

3)    иностранный залогодержатель ипотеки письменно согласился на перевод судна под Государственный флаг Казахстана,

4)    право плавания под флагом происхождения судна временно приостановлено на время плавания судна под Государственным флагом Казахстана, что подтверждается путем предоставления выписки из реестра, в котором первоначально зарегистрировано судно, подтверждающее, что право плавания под флагом страны происхождения судна временно приостановлено или будет приостановлено с момента регистрации судна в казахстанском бербоут-чартерном реестре.

РЕГИСТРАЦИЯ ЗАЛОГА ИНОСТРАННОГО СУДНА

4.      Необходимо ли внесение каких-либо записей в реестры для создания залога и установления приоритетности требований  залогодержателя  судна? Можно ли зарегистрировать залог иностранного судна в Казахстане? Какой язык должен использоваться при составлении  залоговой  документации?

Залог иностранных судов (включая залог иностранных судов, которым предоставлено временное право на плавание под Государственным флагом Казахстана или строящихся судов для иностранного лица) не может быть зарегистрирован в Казахстане. По этой причине, только залог судна, изначально зарегистрированного в казахстанских реестрах, может возникнуть и быть зарегистрирован в Казахстане.

Вместе с тем, казахстанское законодательство все же признает залог иностранных судов и ссылки на него можно обнаружить в различных статьях Закона «О торговом мореплавании» и нормативно-правовых актах, принятых в целях его исполнения. Например,  иностранное судно, предоставленное в залог, не может быть зарегистрировано в Казахстанском реестре, если не получено четкое согласие иностранного залогодержателя; кроме этого, бербоут-чартерный реестр может содержать информацию об иностранном залогодержателе судна. Соответственно, мы полагаем, что, несмотря на то, что это не является регистрацией залога иностранного судна, такое упоминание в законодательных актах может использоваться в качестве его признания Казахстаном, на которое можно будет ссылаться, в случае необходимости.

По общему правилу, ипотека судна подлежит обязательной регистрации, осуществляемой на основании заявления залогодателя. Договор ипотеки судна (включая документы, указанные в таком договоре) должен быть предоставлен для регистрации вместе с заявлением.

Все документы, предоставленные для регистрации, должны быть составлены на казахском и русском языках, официальные иностранные документы должны быть апостилированны        или легализованы; документы должны содержать полные наименования и данные юридических лиц, указанных в таких документах, и должны быть предоставлены в оригинале или нотариально заверенных копиях.

Регистрация ипотеки судна должна быть осуществлена в течение 10 рабочих дней и подтверждается свидетельством о регистрации залога. Однако, на практике бывают случаи задержки.

ОБРАЩЕНИЕ ВЗЫСКАНИЯ НА ЗАЛОЖЕННОЕ СУДНО

5.      Существуют ли в законодательстве Казахстана обязательные требования о применении к договору ипотеки судна права Казахстана? Должен ли процесс обращения взыскания на предмет залога также регулироваться правом Казахстана? Будут ли положения Международной конвенции о морских залогах и ипотеках применяться в Казахстане?

Закон «О торговом мореплавании» не содержит положений, прямо регулирующих данную ситуацию. Однако, в соответствии с вышеуказанным законом, право собственности и иные вещные права на судно, а также возникновение и прекращение таких прав, должны регулироваться правом страны, где зарегистрировано такое судно. Учитывая, что залог иностранного судна не может быть зарегистрирован в Казахстане, скорее всего, процедура обращения взыскания на иностранное заложенное судно должна осуществляться в соответствии с правом страны регистрации залога этого судна. Также, по нашему мнению, для обращения взыскания на предмет залога в Казахстане иностранный залог должен быть надлежащим образом зарегистрирован в стране его возникновения, если такая регистрация необходима согласно праву страны, под флагом которой плавает судно.

Следует иметь ввиду, что в соответствии с законодательством Казахстана, решения иностранных судов подлежат признанию и исполнению на территории Казахстана, если с иностранным государством, суд которого вынес соответствующее решение, заключено международное соглашение о взаимном исполнении решений судов. Соответственно, если получено решение суда государства, с которым Казахстаном не заключено соответствующее соглашение, то исполнить данное решение в Казахстане будет невозможно. Однако, Казахстан является участником Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 года. Решения иностранных арбитражных судов признаются и подлежат исполнению в Казахстане при соблюдении условий исполнения, указанных в конвенции. Для исполнения решения          иностранного арбитражного суда в Казахстане залогодержателю необходимо обратиться в казахстанские судебные органы для получения исполнительного листа (арбитражные решения не исполняются автоматически в Казахстане). Однако, насколько нам известно, в казахстанской судебной практике пока не было случаев принудительного исполнения положений договоров ипотеки иностранных судов. В связи с этим, данный вопрос остается неясным.

Необходимо отметить, что Казахстан не является участником (не присоединился и не ратифицировал) Международной конвенции о морских залогах и ипотеках от 6 мая 1993 года (Женева). В связи с этим, способы защиты и права залогодержателя, предусмотренные в соответствии с вышеуказанной конвенцией, не будут применяться и/или исполняться в Казахстане.

АРЕСТ СУДНА

6.      Каковы основания для ареста судна? Может ли иностранный залогодержатель наложить арест на судно, являющееся предметом залога, вследствие наступления случая неисполнения обязательств по соответствующему  договору займа?

Судно может быть арестовано только по морскому требованию, за исключением (i) банкротства судовладельца или ликвидации судовладельца юридического лица, (ii) обеспечения конфискации по уголовному делу. Существует ряд оснований, когда могут быть заявлены морские требования, включая, среди прочих, требования, связанные со спором в отношении права собственности и иных вещных прав на судно. Несмотря на то, что залог прямо не указан среди вышеуказанных оснований, мы полагаем, что морское требование может быть заявлено в связи с залоговыми правами, так как право залога является имущественным правом. Другие основания включают споры о заработной плате, споры о распределении прибыли, споры о продаже судна и т.д.

Не допускается наложение ареста на судно в случаях:

·           передачи права собственности на судно третьим лицам к моменту наложения ареста; и фрахтования судна иным фрахтователем, за исключением    случаев    в    отношении    права

·           собственности и иных вещных прав на судно.

Однако, для наложения ареста на судно иностранный залогодержатель или иное заинтересованное лицо должно обратиться в судебные органы Казахстана            с соответствующим заявлением.

ПРАВА ЗАЛОГОДЕРЖАТЕЛЯ

7.      Могут ли быть принудительно исполнены в Казахстане основные права иностранного залогодержателя, обычно предусматриваемые в договорах залога и соответствующих финансовых документах в международной практике?

Закон «О торговом мореплавании» не содержит прямых положений, касательно прав иностранного залогодержателя в Казахстане (и/или их принудительного исполнения), и хотя наличие большинства прав не ставится под сомнение, проблема заключается в их практическом применении, т.к., насколько нам известно, случаев принудительного исполнения прав иностранных залогодержателей  на практике не было. По общему правилу, законом предусмотрена возможность реализации (продажи) судна на основании решения суда в месте нахождения арестованного судна, в случае неисполнения заемщиком обязательств, обеспеченных залогом судна. В соответствии с Законом «О торговом мореплавании», судно может быть арестовано для обеспечения морского требования независимо от условия соответствующего договора о том, что морское требование подлежит рассмотрению в суде другого государства.

Предполагается, что для принудительного исполнения основных прав залогодержателя, например, права вступить во владение, права на арест, права на продажу, права на обращение взыскания на предмет залога и т.д., залогодержателю необходимо будет обратиться в казахстанские судебные органы (т.к. в это время судно будет плавать под Государственным флагом Казахстана) с заявлением о принудительном исполнении арбитражного решения и получении исполнительного листа, как было описано ранее.

Помимо вышесказанного, согласно Закону «О торговом мореплавании»:

·           ипотека судна распространяется на: (i) принадлежности, принадлежащие тому же собственнику, что и судно, (ii) страховые выплаты по договору морского страхования, если иное не предусмотрено в соответствующем договоре ипотеки судна;

·           ипотека судна не распространяется на фрахт;

·           залогодержатель вправе передать свои права по договору ипотеки судна другому лицу, при условии, что такие права передаются тому же лицу по кредитному соглашению.

Однако, необходимо отметить, что все вышеуказанные положения применяются только к залогам казахстанских судов (т.е., зарегистрированным в местном реестре).

ИЗМЕНЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА СУДНО

8.      Необходимо ли вносить изменения в местный реестр в случае изменения права собственности на судно?

В соответствии с законодательством, собственник судна или фрахтователь обязан уведомить в течение двух недель соответствующую морскую администрацию порта, где изначально зарегистрировано судно, о любых изменениях данных о судне, содержащихся в реестре. Таким образом, смена права собственности в отношении судна потребует внесения изменений в соответствующий реестр.

ПРЕИМУЩЕСТВО ЗАЛОГОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ

9.      Какие основные принципы применяются к очередности требований, вытекающих из обязательств, обеспеченных ипотекой судна?

В соответствии с законодательством Казахстана, очередность требований в отношении залога иностранного     судна    должна    регулироваться согласно закону страны регистрациисудна.

Требования, вытекающие из обязательств, обеспеченных зарегистрированным залогом казахстанского судна  (т.е. зарегистрированного в местном реестре) подлежат преимущественному удовлетворению перед всеми иными требованиями, за исключением:

·           требований, обеспеченных морским залогом на судно;

·           требований о возмещении расходов морской администрации порта по подъему затонувшего судна;

·           требований судостроительных и судоремонтных организаций.

Требования последующего залогодержателя удовлетворяются после требований предшествующих залогодержателей. Очередность удовлетворения требований, обеспеченных ипотекой судна, определяется датой государственной регистрации ипотеки в соответствующем реестре. В то же время, Законом «О торговом мореплавании» предусмотрена возможность изменения очередности удовлетворения требований, вытекающих из обязательств, обеспеченных ипотекой судна, по соглашению между залогодателями и залогодержателями. Такое соглашение должно быть зарегистрировано в том же реестре, в котором был зарегистрирован залог. На основании вышеизложенного, мы полагаем, что вышеуказанные положения применяются только к залогу казахстанских судов (принимая во внимание, что иностранные залоги судов не могут быть зарегистрированы в казахстанских реестрах).

КОНВЕНЦИИ

10.   Является ли Казахстан членом какой-либо международной конвенции, связанных с финансированием морских судов?

Да, Казахстан вступил в Международную морскую организацию (ММО) в 1994 году  и является членом следующих основных международных морских конвенций:

·           Конвенции о Международной морской организации от 6 марта 1948 года, с изменениями;

·           Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС) 1974 года, с изменениями;

·           Международной конвенции         по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, дополненной Протоколом к ней от 1978 года и Протоколом от 1997 года (МАРПОЛ);

·           Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДМНВ), с учетом изменений 1995 года и изменений, принятых в Маниле в 2010 году;

·           Конвенции о Международных правилах предупреждения столкновения судов в море (МППСС) 1972 года;

·           Международной конвенции о грузовой марке 1996 года;

·           Международной конвенции по безопасным контейнерам 1972 года;

·           Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 года; и

·           Международной конвенции по обмеру судов 1969 года.


[1] Следующие виды судов подлежат регистрации в Государственном реестре: морские, пассажирские, грузопассажирские, нефтеналивные, буксирные суда, плавучие буровые установки, сухогрузы, плавучие краны и суда технического флота (земснаряды и другое), а также суда, не являющиеся маломерными.

[2] В судовых книгах регистрируются маломерные суда.

[3] В бербоут-чартерном реестре регистрируются суда, которым временно предоставлено право плавания под Государственным флагом Казахстана сроком на два года с дальнейшим продлением срока временного права плавания под Государственным флагом Казахстана через каждые два года.

Сания Перзадаева, Управляющий Партнер Юридической фирмы Unicase

Сауле Дуйсенова, Старший Юрист Юридической фирмы Unicase

 


Прочитавших: 1153 Версия для печати

Последние публикации:



Translex - Юридически грамотный перевод

Аксином. Переводческие услуги для юридического сообщества

Staffwell




Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты