24 февраля на сайте ВАС РФ было опубликовано постановление Президиума по делу о взыскании денежных средств налоговой инспекцией с предприятия, объявленного банкротом.
Спор возник в связи с тем, что инспекция передала банку инкассовые поручения о списании денежных средств со счета юрлица, в отношении которого было открыто конкурсное производство. Банк исполнил требования налогового органа и списал денежные средства. Однако в дальнейшем арбитражный суд признал указанное списание необоснованным и обязал банк вернуть денежные средства на счет юрлица.
Возвратив деньги клиенту, банк обратился с иском к инспекции о возврате необоснованно списанных денежных средств, сославшись на неосновательное обогащение соответствующих бюджетов. Арбитражные суды первой и кассационной инстанции удовлетворили требования банка.
Президиум ВАС РФ решения нижестоящих судов отменил и отказал банку в удовлетворении требований. В обоснование своей позиции Президиум сослался на нормы ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее – Закон о банкротстве) и указал, что банк обязан был проверить, возможно ли в данном случае исполнение инкассового поручения.
Согласно Закону о банкротстве после открытия конкурсного производства напрямую могут быть заявлены требования об оплате текущих платежей, а также другие требования, перечисленные в ст. 126 Закона. Остальные имущественные требования кредиторов могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства. Отметим, что к текущим платежам относятся платежи из обязательств, возникших после начала процедуры банкротства.
По мнению Президиума ВАС РФ, банк должен был проверить, относятся ли требования налоговой инспекции к текущим платежам. Подобную же позицию в 2006 г. занял Пленум ВАС РФ. Он разъяснил, что банк получает уведомление о начале процедуры банкротства уже на стадии наблюдения. Следовательно, он может определить, с какого момента платежи должника могут считаться текущими (ч. 2 ст. 63 Закона о банкротстве). Банк проверяет правомерность взыскания по формальным признакам и должен квалифицировать требование как текущее на основании сведений инкассового поручения. Инкассовое поручение, не содержащее соответствующих данных, банк должен вернуть налоговому органу (п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25).
Президиум ВАС РФ сделал следующий вывод. Если банк не проверил правомерность взыскания платежей и списал денежные средства со счета клиента, то он причинил своему клиенту убытки в результате ненадлежащего исполнения обязательств по договору банковского счета. Такие убытки взыскиваются за счет средств самого банка, не являются неосновательным обогащением и государством не компенсируются.
ВАС РФ указал банку на обязанность вернуть инкассовое поручение налоговому органу. Стоит отметить, что нормами действующего законодательства порядок возврата инкассовых поручений в подобном случае напрямую не урегулирован. При этом Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что инкассовое поручение должно быть исполнено в течение одного операционного дня.
За несоблюдение сроков исполнения инкассового поручения к ответственности могут быть привлечены как должностные лица банка, так и сам банк. Должностные лица подлежат административной ответственности в форме штрафа размером до 5 тыс. руб. (ст. 15.8 КоАП РФ), а с банка взыскивается штраф в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2 процента за каждый календарный день просрочки.
Однако судебная практика исходит из того, что к отношениям, возникающим в ходе процедуры банкротства, применяются нормы специального закона о банкротстве, а общие нормы об ответственности за неисполнение предписаний налоговых органов не применяются [1].
Таким образом, банк, исполнивший инкассовое поручение налогового органа без надлежащей проверки, рискует оплатить налоги клиента за свой счет.
Позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ, обязаны придерживаться все арбитражные суды.
Документы:
Постановление Президиума ВАС РФ от 25.01.2011 N 8624/10;
Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25.
[1] По вопросам освобождения банков от ответственности за неисполнение поручений налоговых органов см. Постановления ФАС Центрального округа от 12.09.2006 N А64-1240/06-11, ФАС Западно-Сибирского округа от 30.01.2007 N Ф04-2796/2006(30290-А27-27), от 01.08.2006 N Ф04-4684/2006(24847-А27-27), ФАС Северо-Кавказского округа от 29.05.2007 N Ф08-3013/2007-1247А, от 23.04.2007 N Ф08-2034/2007-842А
|