Гл.страница| Каталог| Суды и сделки| Новости| Пресс-релизы| Комментарии| Статьи| Периодика| Вакансии| Резюме| Семинары| Форум

LAWFIRM.ru

Юридические форумы
 
Текущее время: 29 мар 2024 18:03

 




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Архив и ликвидация ООО
СообщениеДобавлено: 02 мар 2007 09:28 
Не в сети
Newbie
Newbie

Зарегистрирован: 14 окт 2005 08:37
Сообщ.: 11
Знатоки, скажите, какие документы сдаются в архив при ликвидации ООО?

Согласно ФЗ № 125-ФЗ об архивном деле в РФ, в архив сдаются документы по личному составу. А Какие еще? Нужно ли сдавать уч. доки, иные внутренние документы?

Платная ли это услуга архива, что еще за договор мы должны с ними заключать?

Заранее всех откликнувшися благодарю за помощь.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 02 мар 2007 10:44 
Люди, up


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 02 мар 2007 11:45 
Не в сети
Эксперт Lawfirm.ru
Эксперт Lawfirm.ru
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 июл 2002 18:33
Сообщ.: 3521
Откуда: Из лесу, вестимо
Одобрены
решением
Коллегии Росархива
от 06.02.2002

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА
РАБОТЫ АРХИВОВ ОРГАНИЗАЦИЙ

9. ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ ДОКУМЕНТОВ АРХИВА
НА ПОСТОЯННОЕ ХРАНЕНИЕ

9.1. Документы Архивного фонда Российской Федерации, временно находящиеся на хранении в архиве организации, передаются на постоянное хранение.
9.2. Архив организации передает на постоянное хранение документы в государственный (муниципальный) архив, для которого данная организация-фондообразователь является источником комплектования.
9.3. Документы передаются на постоянное хранение в государственный архив в упорядоченном состоянии с соответствующим научно-справочным аппаратом и страховыми копиями на особо ценные и уникальные документы.
9.4. Устанавливаются следующие предельные сроки временного хранения архивных документов в организациях:
архивные документы федеральных органов государственной власти, а также архивные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, органов государственной власти и прокуратур республик, отраслевых академий, государственных объединений, учреждений, организаций и предприятий федерального и республиканского подчинения - 15 лет;
архивные документы органов государственной власти и прокуратур краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов, прокуратур, государственных учреждений, организаций и предприятий краевого и областного подчинения, подчинения автономной области и окружного подчинения - 10 лет;
архивные документы органов местного самоуправления, учреждений, организаций, предприятий городского и районного подчинения, предприятий сельского хозяйства - 5 лет;
записи актов гражданского состояния, документы по личному составу, записи нотариальных действий и судебные дела, подхозяйственные книги - 75 лет;
архивные документы, образовавшиеся при осуществлении деятельности совместных (с участием государства) предприятий, организаций и объединений смешанных форм собственности, в уставном капитале которых преобладает доля федеральной или государственной собственности, - 10 лет;
научная, технологическая и патентная документация - 10 лет;
конструкторская документация - 15 лет;
проектная документация по капитальному строительству - 25 лет;
телеметрическая документация - 5 лет;
кинодокументы, фонодокументы и видеофонограммы - не более 3 лет со времени изготовления;
фотодокументы - 3 года;
документы на машинных носителях - 5 лет.
9.5. В необходимых случаях сроки временного хранения документов могут быть изменены по согласованию с соответствующим органом управления архивным делом или архивным учреждением.
Досрочная передача документов на постоянное хранение может быть осуществлена при угрозе утраты (уничтожения) документов, а также по просьбе организации на договорной основе.
Продление сроков временного хранения документов допускается в виде исключения в случае необходимости практического использования документов организацией по письменному разрешению государственного архива.
9.6. Документы постоянного хранения государственной организации, изменившей форму собственности (акционированной, приватизированной), хранятся в негосударственной организации, а затем, по истечении предельных сроков временного хранения в организации (см. п. 10.3), передаются в государственный архив.
9.7. При ликвидации организации ее документы подлежат передаче в организацию, являющуюся ее правопреемником.
9.7.1. При ликвидации организации, являющейся источником комплектования государственного архива, без правопреемника документы постоянного срока хранения и документы по личному составу передаются в архив вышестоящей организации. В случае невозможности передачи документов в вышестоящую организацию по решению комиссии, образованной для передачи дел и имущества (ликвидационной комиссии), согласованному с соответствующим органом управления архивным делом, эти документы передаются в государственный архив.
9.7.2. Документы по личному составу ликвидированной организации при отсутствии правопреемника и вышестоящей организации передаются на временное хранение в специализированный архив (центр) документов по личному составу, а при его отсутствии - в государственный архив.
9.7.3. Уничтожение документов с неистекшими сроками временного хранения организаций, ликвидируемых без правопреемника, проводится только по решению соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или муниципального образования и оформляется актом с приложением описи уничтожаемых документов.
9.7.4. Документы ликвидируемой без правопреемника организации, срок хранения которых на момент ликвидации истек, уничтожаются в порядке, установленном в п. 2.4.1 - 2.4.7 настоящих Правил.
9.7.5. Организацию упорядочения документов ликвидируемой организации, передачи их на хранение или уничтожение осуществляет ликвидационная комиссия, которая может заключить договор на эту работу с организацией (физическим лицом), имеющей соответствующую лицензию, или государственным архивом.
9.8. Передача документов постоянного хранения в государственный архив, как правило, осуществляется ежегодно в соответствии с планом-графиком, утвержденным руководителями организации и соответствующего архива. В организациях с небольшим объемом ежегодно образующихся документов постоянного хранения по согласованию с государственным архивом допускается передача документов один раз в пять лет.
Научно-техническая и специальная документация передается, как правило, один раз в пять лет.
9.9. Документы передаются в государственный архив по утвержденным ЭПК архивного учреждения описям дел.
При первой передаче документов в государственный архив передается историческая справка на архивный фонд организации. При последующих передачах документов дается дополнение к исторической справке о происшедших изменениях в названии, функциях, структуре, подчиненности организации, составе и состоянии документов.
Передача дел проводится поединично. На всех экземплярах описи делаются отметки о приеме документов в государственный архив.
Прием документов на постоянное хранение оформляется актом приема-передачи дел.
Если при передаче обнаружено расхождение между итоговой записью в описи и фактическим наличием передаваемых дел, в описи делается новая итоговая запись, в которой указываются фактическое наличие и номера отсутствующих дел. Номера отсутствующих дел оговариваются в акте приема-передачи документов на государственное хранение; причины их отсутствия - в прилагаемой к акту справке организации.
Архив организации принимает меры по розыску документов. На отсутствующие документы, меры по розыску которых не дали результатов, составляется акт об утрате документов. Утраченные подлинники документов могут быть заменены их копиями.
9.10. Перед передачей документов на постоянное хранение совместно с представителем государственного архива проводится проверка правильности научно-технической обработки дел, физического и санитарно-гигиенического состояния документов. При обнаружении дефектов составляется акт; устранение обнаруженных дефектов проводится силами организации.
9.11. Вместе с документами передаются три экземпляра описи и один экземпляр акта приема-передачи дел.



"Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2006, N 8

ПЕРЕДАЧА ДОКУМЕНТОВ ПО ЛИЧНОМУ СОСТАВУ
ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Добрый день, меня интересует вопрос: куда деваются трудовые книжки при ликвидации предприятия и в какой архив они поступают? Это архив государственный или архив компании, и он исчезает вместе с ликвидацией предприятия?
В нормативно-правовых актах лишь написано, что трудовые книжки (дубликаты), которые сотрудник не получил при увольнении либо - в случае смерти работника - его ближайшие родственники, отдел кадров хранит в течение двух лет отдельно от других книжек. Затем их надо передать на хранение в архив фирмы. Там они лежат в течение 50 лет, а затем уничтожаются.
Данный вопрос меня интересует в связи с тем, что моя жена уволилась несколько лет назад по уходу за ребенком до 14 лет, а трудовую получить не смогла. Когда она решила это сделать, предприятия уже не существовало. Где сейчас можно найти ее трудовую?
Е.Чирков, руководитель отдела клиентских отношений, ООО, г. Санкт-Петербург

В любом государстве и при любом его политическом устройстве время от времени происходит такое явление, как ликвидация предприятий. Думаю, ни для кого не секрет, что процесс этот чрезвычайно сложный, во многом даже болезненный: передаются основные средства, выплачивается задолженность поставщикам и подрядчикам, осуществляются окончательные расчеты с персоналом по оплате труда, а также иные предусмотренные им по законодательству выплаты; сверка отчетности с налоговым органом, и т.д. и т.п. И вместе со всеми перечисленными мероприятиями этой громоздкой процедуры одним из значительных является передача архива предприятия в организацию, которая обеспечит его хранение.
Проблема сохранения той части архива, которая касается дел по личному составу, главным образом затрагивает кадровиков. Но прежде чем рассказать, каким образом осуществляется процесс передачи дел, обратимся к действующему законодательству.

Архивное законодательство о передаче документов
при ликвидации предприятий

Фрагмент документа. Пункт 9.7 Основных правил работы архивов организаций
9.7. При ликвидации организации ее документы подлежат передаче в организацию, являющуюся ее правопреемником.
9.7.1. При ликвидации организации, являющейся источником комплектования государственного архива, без правопреемника документы постоянного срока хранения и документы по личному составу передаются в архив вышестоящей организации. В случае невозможности передачи документов в вышестоящую организацию по решению комиссии, образованной для передачи дел и имущества (ликвидационной комиссии), согласованному с соответствующим органом управления архивным делом, эти документы передаются в государственный архив.
9.7.2. Документы по личному составу ликвидированной организации при отсутствии правопреемника и вышестоящей организации передаются на временное хранение в специализированный архив (центр) документов по личному составу, а при его отсутствии - в государственный архив.
9.7.3. Уничтожение документов с неистекшими сроками временного хранения организаций, ликвидируемых без правопреемника, проводится только по решению соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или муниципального образования и оформляется актом с приложением описи уничтожаемых документов.
9.7.4. Документы ликвидируемой без правопреемника организации, срок хранения которых на момент ликвидации истек, уничтожаются в порядке, установленном в п. 2.4.1 - 2.4.7 настоящих Правил.
9.7.5. Организацию упорядочения документов ликвидируемой организации, передачи их на хранение или уничтожение осуществляет ликвидационная комиссия.

Эти основные положения, приведенные в разд. 9 Основных правил, являются основанием для проведения процедуры передачи дел.
Из содержания п. 9.7 Основных правил мы делаем вывод, что, если на базе ликвидируемой организации создается другая организация, архив ликвидируемой организации поступает в эту новую организацию, которая является ее правопреемником.
Рассмотрим ситуацию, когда у ликвидируемого предприятия его правопреемник отсутствует. При этом мы должны руководствоваться п. 9.7.1 Основных правил. В данном случае прежде всего мы должны определить, является ли наше ликвидируемое предприятие источником комплектования государственного архива. Это можно узнать у соответствующего органа управления архивным делом. Обычно госархив формируют крупные предприятия, действующие в системе федеральных министерств или ведомств. Основные правила для ликвидируемых организаций, у которых правопреемник отсутствует, предлагают два алгоритма действий:
- первый вариант - это передача архива ликвидируемого предприятия в вышестоящую организацию;
- второй вариант - передача такого архива в соответствующий государственный архив.
Если у организации нет ни правопреемника, ни вышестоящей организации, следует передать бумаги в один из специализированных архивов (центров) документов по личному составу. Они созданы в некоторых субъектах Российской Федерации. Например, в Москве подобные архивы действуют на основании Постановления Правительства Москвы от 01.02.2000 N 81 "О создании архивов административных округов". Но следует отметить, что такие архивы или центры в нашей стране пока созданы далеко не везде. В случае отсутствия такого архива функции архивов по личному составу возложены на соответствующие государственные архивы.
Итак, наиболее частой бывает ситуация, когда ликвидируется предприятие, которое ранее никогда не являлось источником комплектования государственного архива. При этом отсутствует правопреемник ликвидируемого предприятия (допустим, его хозяин просто официально решил закрыть свое дело). Естественно, отсутствует и вышестоящая организация. На этом наиболее распространенном случае автор данной статьи и хотел бы остановиться подробнее.

Куда обращаться, чем руководствоваться, что передавать

В период своей ликвидации для решения вопроса о передаче архивных документов предприятию необходимо обратиться в соответствующий орган управления архивным делом, действующий на территории своего субъекта Российской Федерации. Информацией о его местонахождении обычно располагает местная администрация. В настоящее время практически каждая администрация имеет свой сайт в сети Интернет, поиск соответствующей информации в которой значительно ускорит получение необходимых сведений.
К первоначальной беседе с архивистами вам необходимо подготовиться:
- установить крайние даты документов, образующих архивный фонд вашего предприятия и
- подсчитать количество дел, подлежащих передаче на архивное хранение, отдельно по каждой категории (постоянного хранения, временного (свыше 10 лет) хранения, временного (до 10 лет) хранения и по личному составу).
Приступая к передаче в государственный архив документов по личному составу, необходимо учитывать требования соответствующего государственного архива, в который они будут передаваться. В Основных правилах говорится, что они обязательны для всех негосударственных организаций. Но при наличии у конкретного архива своих особых требований, которые, как правило, всегда обусловлены весомыми причинами, следует относиться к ним с уважением и принять их к сведению и исполнению.
К категории документов по личному составу относятся документы, образующиеся в деятельности кадровых служб (приказы по личному составу, личные дела, личные карточки сотрудников и т.п.) и бухгалтерии (лицевые счета по заработной плате). При ликвидации предприятия, для отбора документов, подлежащих передаче на архивное хранение, мы руководствуемся пп. 8.1 разд. 8 Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения. Вот примерный перечень документов по личному составу, которые могут существовать на предприятии:
- приказы по личному составу (или распоряжения, записки и т.п.);
- должностные инструкции;
- личные дела уволенных сотрудников;
- трудовые договоры;
- личные карточки уволенных сотрудников, в том числе временных (ф. Т-2);
- характеристики работников;
- документы (выписки из протоколов, списки трудов, отчеты) конкурсной комиссии по замещению вакантных должностей, избранию на должность лиц (работников);
- протоколы заседаний комиссии по установлению трудового стажа для выплаты надбавки за выслугу лет;
- списки работников;
- указатели к приказам по личному составу;
- книги (журналы, карточки) учета приема, перемещения (перевода), увольнения работников;
- книги (журналы, карточки) учета личных дел, личных карточек, трудовых договоров (контрактов), трудовых соглашений;
- книги (журналы, карточки) учета выдачи трудовых книжек и вкладышей к ним;
- невостребованные личные документы (трудовые книжки/трудовые списки, дипломы, аттестаты, свидетельства и т.п.);
- лицевые счета по заработной плате сотрудников (либо при отсутствии таковых - документы, их заменяющие: расчетно-платежные ведомости, налоговые карточки);
- акты о несчастных случаях.
По требованию принимающей стороны предприятие должно передать ряд дополнительных документов, например, учредительные (подлинники или копии свидетельств о регистрации, перерегистрации, ликвидации, уставов, учредительных договоров и т.п.).

Как подготовить документы

Согласно подразделу 9.3 Основных правил все имеющиеся на предприятии документы "передаются... в государственный архив в упорядоченном состоянии...". В пп. 3.7.23 Основных правил описан порядок систематизации дел по личному составу.

Фрагмент документа. Подпункт 3.7.23 Основных правил
Заголовки дел в годовом разделе сводной описи дел по личному составу систематизируются по номинальному признаку с учетом следующей последовательности:
приказы (распоряжения) по личному составу;
списки личного состава;
карточки по учету личного состава (при отсутствии отдельной описи личных дел);
личные дела (при отсутствии отдельной описи личных дел);
лицевые счета рабочих и служащих по заработной плате (расчетные ведомости по зарплате);
невостребованные трудовые книжки (при отсутствии отдельной описи);
акты о несчастных случаях.

Приказы по личному составу

Приказы по личному составу необходимо сформировать так, чтобы каждое дело ограничивалось только приказами, изданными в рамках одного года. Затем внутри года приказы должны быть систематизированы в хронологическом порядке. Обратите внимание на следующий нюанс: обычно номера ставятся в соответствии с датами, но встречаются случаи нарушения такого порядка. Например, приказ от 28 января имеет номер 12-к, а приказ от 16 февраля - номер 7-к и т.п. Это - явное нарушение правил регистрации внутренних служебных документов, которое, к сожалению, исправить юридически корректно невозможно. Если вы столкнулись с подобным казусом, необходимо придерживаться порядка систематизации приказов только по датам, отразив этот факт при составлении предисловия к описи.
Теперь несколько слов об основаниях и приложениях к приказам. Следует помнить, что приложение является составной частью документа, а значит, должно остаться вместе с ним. Основания таковыми не являются и поэтому должны из приказов изыматься и формироваться в отдельные дела (если так не было сделано изначально). Автор данной статьи обращает особое внимание и на необходимость изъятия копий и черновиков приказов.
К сожалению, в небольших предприятиях приказы директора по основной деятельности, как и приказы по административно-хозяйственным вопросам, часто ведутся вместе с приказами по личному составу. Это тоже нарушение правил регистрации и правил формирования документов. По логике, в таких случаях изменить ничего нельзя: ведь приказы уже зарегистрированы в валовом порядке, и поэтому их необходимо оставить в деле по порядку тех номеров и дат, в соответствии с которым они были заведены. Правда, даже в таких ситуациях некоторые архивы требуют, чтобы приказы по основной деятельности и приказы по административно-хозяйственным вопросам от приказов по личному составу были отделены. В связи с этим данный вопрос нужно оговорить с архивом, в который будут передаваться документы, и руководствоваться в своей работе разъяснением, полученным от архива.

Личные дела

Личное дело ведется несколько лет (и учитывается в архивном деле по дате увольнения сотрудника). Основанием для завершения личного дела является наличие в нем соответствующих документов об увольнении.
Для удобства практического использования личных дел в архиве каждое дело желательно формировать по отдельности. Но есть другой способ: формировать несколько личных дел в комплексы (несколько дел сотрудников в одну или несколько папок за каждый год). Документы, которые сотрудник заполняет до приема на работу (личный листок и автобиография), должны располагаться в начале дела; затем - копии документов об образовании сотрудника, направления на работу, характеристики, рекомендательные письма и т.п. И только после них, по хронологии дат, должны располагаться документы, отражающие вопросы приема, внутреннего перемещения (перевода) и увольнения сотрудника (его личное заявление, копии или экземпляры приказов и т.п.).
Особое внимание необходимо обращать на соответствие внутренней описи документов личного дела, составленной специалистом кадровой службы предприятия, фактическому содержанию дела. При обнаружении недостачи каких-либо документов необходимо принять оперативные меры к их розыску либо к документальной фиксации установленных фактов. Поскольку все мероприятия по ликвидации требуют максимальной оперативности их исполнения, достаточно хотя бы составить о таком случае соответствующий акт и поместить один его экземпляр в конкретное личное дело.

Личные карточки

Обязательным условием приема документов на архивное хранение является наличие личных карточек сотрудников формы Т-2. Ведь если в делопроизводстве кадровой службы предприятия личные дела не велись, личные карточки являются единственным видом документов, в которых фиксируются личные данные о сотрудниках. Кроме того, если личные карточки заполнялись правильно, они могут быть очень удобным справочным материалом для поиска необходимых документов при выполнении запросов граждан и организаций.
Личные карточки формируются по годам увольнений сотрудников (как и личные дела), систематизируются по алфавиту фамилий, имен и отчеств сотрудников; при необходимости - внутри конкретных годов делятся на тома.
При наличии нескольких личных карточек, заведенных на одного и того же сотрудника, архивы обычно требуют формирования в дело всех имеющихся карточек. Это положение, конечно, можно оспорить, так как очень часто более новые карточки не только продолжают, но и повторяют записи, сделанные в прежних карточках. Однако требование оставить обе обусловлено желанием иметь возможность в дальнейшем обнаружить ошибки, которые могли быть сделаны при переносе сведений из одной карточки в другую.
Иногда личные карточки формируются в личных делах. Автор данной статьи не сторонник такого способа их формирования. Но окончательное решение, безусловно, за принимающей стороной. Поэтому если у вас используется именно такой способ, обязательно проконсультируйтесь с принимающей стороной по поводу того, как отобразить этот факт в учетных документах - в описи, предисловии к описи и т.п.

Лицевые счета по заработной плате

Лицевые счета по заработной плате уникальны тем, что только в них содержатся сведения о размерах заработной платы и прочих выплатах. В случае отсутствия на предприятии лицевых счетов на архивное хранение вместо них могут быть приняты расчетно-платежные ведомости или налоговые карточки.

Трудовые книжки
и иные невостребованные документы

В кадровой службе предприятия могут храниться невостребованные трудовые книжки и другие личные документы: дипломы, аттестаты, удостоверения, свидетельства, которые в свое время и по разным причинам не получили уволенные сотрудники. В соответствии со ст. 342 Типового перечня данные документы подлежат хранению в срок "до востребования", а невостребованные - не менее 50 лет. На основании этой статьи Типового перечня все невостребованные трудовые книжки и аналогичные им документы должны быть переданы на архивное хранение.
Передача таких документов осуществляется следующим образом. Документы систематизируются по годам увольнения сотрудников на основании записей об увольнении. Трудовые книжки, если записи об увольнении сотрудников в них были в свое время внесены, систематизировать по годам обычно не сложно. Если же записей об увольнении в трудовых книжках не имеется, кадровой службе необходимо их сделать на основании имеющихся документов по личному составу (приказов, личных карточек, лицевых счетов и т.п.) и заверить запись в трудовой книжке печатью предприятия.
Безусловно, одну или две невостребованные трудовые книжки, появившиеся за один календарный год, сформировать в дело нетрудно. Сложнее, если их имеется не один десяток. В таком случае мы, в соответствии с требованиями Основных правил, осуществляем деление всего годового объема трудовых книжек на тома. При этом объем одного дела не должен превышать 250 листов, а толщина корешка дела не должна превышать 4 сантиметров.
Теперь поговорим о папках для таких дел. Все невостребованные подлинные личные документы не должны подвергаться традиционному переплету, то есть нитками в четыре прокола. Они формируются в картонные папки с завязками. Обычно не рекомендуется использовать папки с покрытием из очень темного материала или материала, на который трудно поставить архивные штампы и оформить обложку. На каждое дело (том) необходимо составить внутреннюю опись (образец внутренней описи см. в примере 1). Опись составляют следующим образом.
Номера в первой графе проставляются в рамках одного дела (тома) валовой нумерацией.
Индекс дела, необходимый для второй графы, указывается по последней номенклатуре дел. Если номенклатуры дел на предприятии нет и никогда не было, что в коммерческих организациях бывает очень часто, данную графу придется оставить пустой.
В третьей графе указывается дата документа. Посоветуйтесь с архивом, принимающим ваши дела, как лучше указать даты: только дату выдачи трудовой книжки или крайние даты, то есть с начала записей до последней записи, зафиксировавшей увольнение сотрудника.
В четвертую графу вносится заголовок документа - его фактическое название и полные фамилия, имя и отчество бывшего сотрудника, которому они принадлежат, в родительном падеже. Для лиц, изменявших фамилию в период трудовой деятельности на предприятии, как основная используется последняя фамилия, по которой данный сотрудник увольнялся из данного предприятия. Она указывается первой, а за ней (в скобках) - прежняя или прежние фамилии. Образец такой записи приведен в п. 3 внутренней описи, представленной в примере 1.
В связи с тем что данные документы являются личными и мы не имеем права нумеровать листы такого дела, пятая графа должна остаться незаполненной.
Шестая графа используется для необходимых примечаний, касающихся особенностей физического состояния дела, отдельных его листов и т.п.

Пример 1.

ВНУТРЕННЯЯ ОПИСЬ
1
документов ед. хр. N --------------

----T---------T------------T-------------------T--------------T-----¬
¦ N ¦ Индекс ¦ Дата ¦Заголовок документа¦ Номера ¦При- ¦
¦п/п¦документа¦документа...¦ ¦листов ед. хр.¦меча-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ние ¦
+---+---------+------------+-------------------+--------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦
+---+---------+------------+-------------------+--------------+-----+
¦1. ¦ 04-12 ¦06.09.1997 -¦Невостребованная ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦02.12.2003 ¦трудовая книжка ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦Афанасьева Петра ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦Ивановича ¦ ¦ ¦
+---+---------+------------+-------------------+--------------+-----+
¦2. ¦ 04-12 ¦09.11.1998 -¦То же, Глебова ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦05.06.2003 ¦Михаила Андреевича ¦ ¦ ¦
+---+---------+------------+-------------------+--------------+-----+
¦3. ¦ 04-12 ¦18.03.2001 -¦То же, Паниной ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦07.08.2003 ¦(Юсуповой) ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦Екатерины ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦Александровны ¦ ¦ ¦
L---+---------+------------+-------------------+--------------+------

3 (три)
Итого ----------------------------------- документов.
(цифрами и прописью)
1 (один)
Количество листов внутренней описи --------------------------
(цифрами и прописью)

Специалист I категории
отдела кадров (Иванова) Е.Н. Иванова

22.05.2006

Составляем лист-заверитель, оформляем обложку дела
и опись передаваемых дел

После завершения работы по формированию документов в дела осуществляется их переплет (кроме невостребованных личных документов). Затем оформляются заверительные листы, обложки дел и составляется сводная опись дел по личному составу. Опись составляется по годовым разделам. Дела связываются в связки или формируются в архивные коробки в зависимости от того, какие требования будут на этот счет у принимающей стороны.
Образец листа-заверителя см. в примере 2. При составлении данного листа-заверителя предполагалось, что при нумерации отсутствуют литерные и пропущенные листы; к делу не составлялась внутренняя опись; при формировании дела не возникло существенных отступлений от требований Основных правил; не имеется существенных недостатков в части физического состояния дела.

Пример 2.

1
ЛИСТ-ЗАВЕРИТЕЛЬ ДЕЛА N -----

23 (двадцать три)
В деле подшито и пронумеровано --------------------------- листов,
(цифрами и прописью)
в том числе:
-
литерные номера листов ------------------------------------------;
-
пропущенные номера листов ----------------------------------------
-
+ листов внутренней описи ----------------------------------------

--------------------------------------------------------T--------¬
¦ Особенности физического состояния и формирования дела ¦ Номера ¦
¦ ¦ листов ¦
+-------------------------------------------------------+--------+
¦ 1 ¦ 2 ¦
+-------------------------------------------------------+--------+
¦ - ¦ - ¦
L-------------------------------------------------------+---------

Главный специалист
отдела кадров (Котова) Н.А. Котова

26.05.2006

Образец оформления обложки дела по личному составу см. в примере 3. Здесь остались незаполненными реквизиты "Код государственного архива", "Код организации" и "Наименование архивного учреждения". Это обусловлено тем, что оформление данных реквизитов требуют не все государственные архивы либо заполняются они не полностью. Стоит учитывать, что при отсутствии деления дела на тома реквизит "Том" не заполняется.

Пример 3.

Код гос. архива ______
Код организации ______

-----------------¬
¦Ф. N Р-912 ¦
_______________________________________________ ¦----------------¦
¦Оп. N 1 л/с ¦
_______________________________________________ ¦----------------¦
¦Д. N 1 ¦
_______________________________________________ ¦----------------¦
L-----------------
__________________________________________________________________
(Наименование архивного учреждения)
ЗАО "Интерьер"
------------------------------------------------------------------
Отдел кадров
------------------------------------------------------------------
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(Наименование организации и структурного подразделения)

04-03 1
ДЕЛО N ----- ТОМ N --

Приказы N N 1к - 68к генерального директора Общества
------------------------------------------------------------------
по личному составу сотрудников за 1997 г.
------------------------------------------------------------------
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(Заголовок дела)
04.11.1997 - 30.06.1997
------------------------------------------------------------------
(Крайние даты)

197
На --------- листах
75 лет ЭПК
Хранить -----------
------------¬
¦Ф. N Р-912 ¦
¦ ----- ¦
¦ ¦
¦Оп. N 1 л/с¦
¦ ---- ¦
¦ ¦
¦Д. N 1 ¦
¦ ----- ¦
L------------

Образец сводной описи дел поличному составу см. в примере 4. Если предприятие не имеет структуры, вместо наименований структурных подразделений указывается только год годового раздела (в данном случае - 1997). Необходимые рекомендации об особенностях составления заголовков дел, оформления описи и т.п. следует получить у специалистов архива, в который будут поступать документы, так как в Основных правилах учтено далеко не все.

Пример 4.

ЗАО "Интерьер"

Р-912
Фонд N -------- УТВЕРЖДАЮ

1 л/с
ОПИСЬ N ------ Генеральный директор
дел по личному составу ЗАО "Интерьер"

1997 - 2006
за ----------- год (Озеров) Г.В. Озеров

26 мая 2006 г.

-------------------------------------------------------------------------¬
¦ Название раздела ¦
+---T--------T----------------------T------------T-------------T---------+
¦ N ¦ Индекс ¦ Заголовок дела ¦Крайние даты¦Кол-во листов¦Примеча- ¦
¦п/п¦ дела ¦ ¦ ¦ ¦ние ¦
+---+--------+----------------------+------------+-------------+---------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦
+---+--------+----------------------+------------+-------------+---------+
¦ 1997 ¦
¦ Отдел кадров ¦
+---T--------T----------------------T------------T-------------T---------+
¦1. ¦ 04-03 ¦Приказы N N 1к - 68к ¦04.01.1997 -¦ 197 ¦ ¦
¦ ¦ ¦генерального директора¦30.06.1997 ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Общества по личному ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦составу сотрудников ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦за 1997 г., том 1 ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------+----------------------+------------+-------------+---------+
¦2. ¦ 04-03 ¦То же, N N 69к - 122к,¦01.07.1997 -¦ 214 ¦ ¦
¦ ¦ ¦том 2 ¦30.12.1997 ¦ ¦ ¦
+---+--------+----------------------+------------+-------------+---------+
¦3. ¦ 04-07 ¦Личное дело Михайлова ¦02.08.1997 -¦ 14 ¦ ¦
¦ ¦ ¦Василия ¦28.12.1997 ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Александровича, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦уволенного в 1997 г. ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------+----------------------+------------+-------------+---------+
¦4. ¦ 04-07 ¦То же, Птицыной ¦15.03.1997 -¦ 12 ¦ ¦
¦ ¦ ¦(Королевой) Виктории ¦22.11.1997 ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Николаевны ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------+----------------------+------------+-------------+---------+
¦5. ¦ 04-08 ¦Личные карточки ¦15.03.1997 -¦ 2 ¦ ¦
¦ ¦ ¦сотрудников Общества, ¦22.11.1997 ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦уволенных в 1997 г., ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦(ф. Т-2), лит. М - П ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------+----------------------+------------+-------------+---------+
¦ 1997 ¦
¦ Бухгалтерия ¦
+---T--------T----------------------T------------T-------------T---------+
¦6. ¦ 06-09 ¦Лицевые счета по ¦ 1997 ¦ 218 ¦ ¦
¦ ¦ ¦заработной плате ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦сотрудников Общества ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦за 1997 г., том 1, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦лит. А - К ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------+----------------------+------------+-------------+---------+
¦7. ¦ 06-09 ¦То же, том 2, лит. ¦ 1997 ¦ 215 ¦ ¦
¦ ¦ ¦Л - Я ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------+----------------------+------------+-------------+---------+
¦...¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+--------+----------------------+------------+-------------+----------

69 (шестьдесят девять)
В данный раздел описи внесено --------------------------- ед. хр.,
(цифрами и прописью)
1 69
с N ------------------------ по N ------------------, в том числе:
литерные номера: _________________________________________________
пропущенные номера: ______________________________________________

Главный специалист
отдела кадров (Котова) Н.А. Котова

26.05.2006

Начальник отдела (Лебедева) В.А. Лебедева
кадров

26.05.2006

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол ЭК ЗАО "Интерьер" Протокол ЭПК Н-ского архива
кадровой документации
26.05.2006 1 01.06.2006 1
от ---------- N ----- от ---------- N -----

После завершения обработки дел сводная опись дел по личному составу предприятия должна быть рассмотрена экспертной комиссией (далее - ЭК) предприятия, которая создается на основании разработанного предприятием Положения об ЭК и приказа директора предприятия о ее создании. Результаты рассмотрения оформляются протоколом (см. пример 5), о котором в грифе согласования (в левом нижнем углу последнего листа описи) указывается соответствующая отметка (дата и номер). Затем происходит согласование описей с передающей стороной.

Пример 5.

ПРОТОКОЛ
заседания экспертной комиссии
ЗАО "Интерьер"

Москва
26.05.2006 N 1

О согласовании описи N 1 л/с дел по личному составу
за 1997 - 2006 годы

Присутствовали:
Председатель комиссии -
заместитель генерального директора - Владов М.Н.
Главный бухгалтер - Лисицына В.И.
Начальник отдела кадров - Лебедева В.А.
Начальник отдела режима и безопасности - Петров Н.С.
Главный специалист юридического отдела - Гаврилов С.А.

СЛУШАЛИ:
О согласовании описи N 1 л/с дел по личному составу за 1997 -
2006 гг. (Лебедева).

РЕШИЛИ:
Опись N 1 л/с дел по личному составу за 1997 - 2006 гг. в
количестве 69 дел согласовать.

Председатель комиссии (Владов) М.Н. Владов

Что еще следует учесть

Представим себе, что на момент ликвидации предприятия сроки хранения некоторых документов истекли. В этом случае после завершения упорядочения документов по личному составу на них составляется соответствующий акт, а дальнейшая работа по их официальному уничтожению проводится в установленном порядке в соответствии с требованиями п. п. 2.4.1 - 2.4.7 Основных правил. Иными словами, сначала должны быть обработаны дела, составлены, утверждены и согласованы описи дел по личному составу, а только потом можно браться за уничтожение документов. Причем следует помнить, что уничтожение документов производится в специальных пунктах вторсырья, где вам необходимо получить соответствующую квитанцию, наличие которой отражается в акте. Сама квитанция будет являться приложением к нему.
Кстати, к документам, сроки хранения которых истекли, согласно п. 2.4.2. Типового перечня можно отнести документы постоянного хранения, отложившиеся в процессе делопроизводства ликвидируемого предприятия. Если у предприятия нет правопреемника, уничтожить их будет легче, так как при этом возникает меньше оснований, обусловливающих необходимость их хранения. Государственные архивы такие документы, как правило, стараются не принимать. Но если все же имеется правопреемник, данные документы могут потребоваться последнему в его работе. Словом, этот вопрос также необходимо проработать и решить с принимающей стороной исходя из практической ценности данных документов.
Что касается уничтожения документов с неистекшими сроками хранения, то если данные документы ни для кого не могут представлять какой-либо ценности (имеются в виду юридические лица, главным образом - налоговые, правоохранительные, судебные и т.п. органы), их уничтожение в принципе возможно, но только "по решению соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или муниципального образования", которое "оформляется актом с приложением описи уничтожаемых документов".

В.В.Краснов
Заведующий архивом
филиала Росжелдорснаба -
филиала Открытого акционерного
общества "Российские железные дороги"
Подписано в печать
24.07.2006

_________________
"Закон как дышло, а дальше вы сами в этом отношении можете" (с) депутат ГД ФС РФ
Кто может - грабит, кто не может - ворует. Денис Фонвизин
Самые используемые части нашего законодательства это его дыры. (с) не помню


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 02 мар 2007 11:47 
Не в сети
Эксперт Lawfirm.ru
Эксперт Lawfirm.ru
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 июл 2002 18:33
Сообщ.: 3521
Откуда: Из лесу, вестимо
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу

19 января 2005 г. Дело N КГ-А41/12170-04-П
резолютивная часть оглашена
22 декабря 2004 г.

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Московского округа при участии в заседании от истца: ООО "БХПФ" (Г. - юрист, дов. 08/1-420 от 23.08.2004); от ответчика: Управление по делам архивов М.О. (М. - дов. от 8.10.04, Е. - адвокат, дов. от 21.12.2004, А. - начальник управления), рассмотрев 22 декабря 2004 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления по делам архивов Московской области - ответчика - на решение от 01 октября 2004 года Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К1-18535/03, принятое по иску (заявлению) ОАО "Балашихинская хлопкопрядильная фабрика" к Управлению по делам архивов Московской области об обязании принять документы на безвозмездной основе,

УСТАНОВИЛ:

решением от 03 февраля 2004 года по делу N А41-К1-18535/03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15 апреля 2004 года, Арбитражный суд Московской области отказал в удовлетворении иска конкурсного управляющего ОАО "Балашихинская хлопкопрядильная фабрика" (далее - ОАО "БХПФ") к Управлению по делам архивов Московской области об обязании принять в Госархив Московской области на безвозмездной основе документы постоянного и долговременного хранения, в том числе по личному составу фабрики, в связи с отсутствием средств у ликвидируемого должника и правопреемника.
При этом суд установил, что архивный фонд Московской области состоит из государственной и негосударственной части, к государственной части относятся документы постоянного срока хранения данного юридического лица, относительно которых ответчик неоднократно выражал согласие принять их, однако заявитель реально к передаче этих документов не приступил.
В части документов временного хранения суд указал, что они относятся к негосударственной части архива и могут быть приняты на хранение при условии наличия договора об оказании услуг архива и на платной основе, а пункт 3.9 Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ не содержит указания на право ликвидируемого общества осуществить передачу документов в соответствующий архив на безвозмездной основе.
Суд апелляционной инстанции дополнительно указал на то, что весь перечень документов (спорных) относится к негосударственному архивному фонду, поскольку до 15.05.2000 (даты, до которой были составлены документы, на принятии которых на безвозмездной основе настаивал истец) акционером, обладавшим преобладающей долей акций в уставном капитале ОАО "БХПФ", являлся Фонд имущества Московской области (учредитель), в связи с чем ОАО "БХПФ" относилось к муниципальной собственности и на него условия Положения об Архивном фонде Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17.03.1994 N 552, не распространялись.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 07 июля 2004 г. N КГ-А41/5314-04 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда в связи с неполным исследованием доказательств и обстоятельств, имеющих значение для дела, в частности, не была дана оценка переписке сторон относительно принятия в архив документов ОАО "БХПФ", не определен перечень документов, относящихся к государственному архивному фонду.
Также суд кассационной инстанции указал на то, что суд первой инстанции обоснованно сослался на ст. 19 Закона Московской области от 04.08.2000 N 52/2000-03 "Об архивном фонде Московской области и архивах", но не дал оценки диспозитивному характеру ее условия об оплате работ, связанных с подготовкой и передачей документов на постоянное хранение - за счет средств соответствующих бюджетов или средств соответствующих юридических или физических лиц.
При новом рассмотрении дела суд заменил истца на ООО "Балашихинская прядильная фабрика" и удовлетворил ходатайство истца об уточнении предмета иска - исключении требований в части безвозмездной основы и документов негосударственного архивного фонда, сформированных после 15.05.2000, в остальной части суд решением от 01 октября 2004 г. исковые требования удовлетворил, указав на то, что ответчик согласен принять спорные документы (в связи с чем предмета спора, по мнению ответчика нет), но на платной основе.
Удовлетворяя иск, суд исходил из того, что до 15.05.2000 в уставном капитале ОАО "БХПФ" преобладала доля государственной собственности, на основании пп. 4 п. 1 Положения об архивном фонде Российской Федерации архивные документы предприятий, в уставном капитале которых имеется преобладающая доля государственной собственности, составляют государственный архив фонда РФ, согласно пункту 9.7.1 "Основных правил работы архивов организаций" (приняты решением Росархива от 06.02.2002) при ликвидации организаций, являющихся источником комплектования государственного архива и не имеющих правопреемника, документы постоянного срока хранения и документы по личному составу этой организации передаются в архив вышестоящей организации, а в случае невозможности - в государственный архив, ОАО "БХПФ" ликвидировано 16.08.2004, наличие договорных правоотношений между сторонами по делу его материалами не подтверждено, письмо Федерального архивного агентства от 08.09.2004 не отвечает требованиям о допустимости доказательств.
Управление по делам архивов Московской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанное решение суда от 01 октября 2004 года отменить и принять новое решение об обязании истца осуществить передачу документов согласно протоколу N 11 от 23.05.2003 на платной основе.
В качестве оснований для отмены ответчик ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, так как вопрос о возмездности (либо) безвозмездности передачи дел в государственный архив действующим законодательством не урегулирован, на основании ст. 13 Закона Московской области "Об архивах и архивном фонде" Управление по делам архивов Московской области неоднократно выражало согласие принять спорные документы на платной основе, банкротство Организации не является правовым основанием для обязания ответчика принять документы на безвозмездной основе, все работы, связанные с подготовкой и передачей документов в архив, в силу ч. 2 ст. 19 названного Закона, осуществляются за счет соответствующих бюджетов или юридических лиц, применение в данном случае Закона Московской области "Об архивах и архивном фонде" привело к нарушению п. 2 Положения "О государственной архивной службе", устанавливающего исчерпывающий перечень нормативно-правовых актов, которыми должен руководствоваться Росархив в своей деятельности, к которым вышеуказанный Закон Московской области не относится (и он противоречит Указу Президента РФ от 17.03.1994 N 552).
Как указывает ответчик, в данном случае спорным являлось только требование истца о безвозмездной передаче документов, истец от этой части требований отказался, тем не менее принятое по делу решение позволяет истцу осуществить передачу безвозмездно.
От ООО "Балашихинская прядильная фабрика" поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором ООО "БПФ" обращает внимание суда кассационной инстанции на то, что ответчик не оспаривает по существу факт отнесения спорных документов к государственной части архивного фонда, в силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, ОАО "БХПФ" за свой счет осуществило упорядочение и подготовку архивных документов к передаче ответчику, что подтверждается в том числе выпиской из протокола N 11 от 23.05.2003 экспертно-проверочной комиссии ответчика, вопросы финансирования хранения ответчик вправе разрешить с соответствующим бюджетом.
В суде кассационной инстанции ответчик доводы своей кассационной жалобы поддержал и дополнительно указал на то, что ответчик является ненадлежащим, т.к. Управление архивные документы не хранит, новый истец - ООО "БПФ" банкротом не является, дело рассмотрено с нарушением правил подсудности.
Представитель истца против удовлетворения жалобы возражал, доводы своего письменного отзыва на нее поддержал.
Выслушав представителей сторон, оценив материалы дела и доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает обжалуемое решение не подлежащим отмене, поскольку при его принятии суд полно и всесторонне исследовал имеющиеся в деле доказательства, установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, нарушений норм процессуального права, которые могли привести к принятию неправильного судебного акта, суд кассационной инстанции не установил.
Доводы кассационной жалобы (и устные доводы) Управления по делам архивов Московской области являются необоснованными в связи со следующим.
Согласно ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации "Об архивном фонде Российской Федерации и архивах" законодательство об архивном фонде Российской Федерации и архивах состоит из настоящих Основ и соответствующих законов республик в составе РФ, иных правовых актов Российской Федерации, республик в составе РФ, краев, областей.
В связи с этим Закон Московской области "Об архивном фонде Московской области и архивах" применен судом правомерно.
На основании ст. 4 этого Закона органы государственной власти самостоятельно решают все вопросы архивного дела.
В соответствии со статьей 11 данного Закона организацию комплектования, хранения, учета и использования архивных фондов и архивных документов, находящихся в собственности Московской области (ст. 5: архивный фонд Московской области состоит из государственной и негосударственной части), осуществляет соответствующий государственный орган Московской области (орган управления архивным делом Московской области).
Учитывая изложенное, а также то, что в целях сохранности документов и для решения вопроса о месте их дальнейшего хранения (ст. 19) в состав комиссий, образуемых для передачи дел и имущества, включаются представители органа управления архивным делом Московской области, в принятии документов в архив Московской области от ОАО "БХПФ" отказы исходили именно из Управления по делам архивов Московской области, то оно является надлежащим ответчиком по настоящему делу, который обязан обеспечить (организовать) принятие спорных документов на хранение.
Финансовое и материальное обеспечение архивного дела Московской области предусмотрено статьей 12 того же Закона, факт ликвидации ОАО "БХПФ" подтвержден материалами дела, правопреемник по архивным делам отсутствует, ООО "Балашихинская прядильная фабрика" обладает только правом на передачу документов в архивный фонд Московской области, но не правом на эти документы в соответствии с требованиями законодательства об архивном деле в Российской Федерации, в связи с чем жалоба в части безвозмездной передачи документов и в части того, что ООО "БПФ" банкротом не является, необоснованна.
Учитывая, что спорные документы подлежат хранению в архиве Московской области (место исполнения - Московская область, г. Балашиха), дело в Арбитражном суде Московской области рассмотрено дважды, ответчик о своем несогласии против рассмотрения дела этим судом ранее ни в одной инстанции не заявлял, данное обстоятельство не является безусловным основанием для отмены судебного акта в силу части 4 статьи 288 АПК РФ и не привело к принятию неправильного решения, то данный довод ответчика суд кассационной инстанции считает несостоятельным.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 01 октября 2004 года по делу N А41-К1-18535/03 Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, кассационную жалобу Управления по делам архивов Московской области - без удовлетворения.

_________________
"Закон как дышло, а дальше вы сами в этом отношении можете" (с) депутат ГД ФС РФ
Кто может - грабит, кто не может - ворует. Денис Фонвизин
Самые используемые части нашего законодательства это его дыры. (с) не помню


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 02 мар 2007 15:06 
Варька, спасибо!


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 02 мар 2007 16:15 
Не в сети
Эксперт Lawfirm.ru
Эксперт Lawfirm.ru
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 июл 2002 18:33
Сообщ.: 3521
Откуда: Из лесу, вестимо
всегда пжлст

_________________
"Закон как дышло, а дальше вы сами в этом отношении можете" (с) депутат ГД ФС РФ
Кто может - грабит, кто не может - ворует. Денис Фонвизин
Самые используемые части нашего законодательства это его дыры. (с) не помню


Вернуться к началу
 Профиль  
 


Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 

 


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 14


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron

Гл.страница| Каталог| Новости| Пресс-релизы| Суды и сделки| Комментарии| Статьи| Семинары| Вакансии| Резюме| Периодика| Книги| Контакты!!!| Архив 2002-04|2005-06

   Rambler's Top100   Яндекс.Метрика   
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB