Каталог юр. фирм Новости Комментарии Периодика Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты
Lawfirm.ru - на главную страницу

  Комментарии


Юридические семинары М-Логос

Курсы повышения квалификации М-Логос

Курсы повышения квалификации Школы права Статут

Семинары школы права Статут




Необъяснимо, но факт!


Ожидаемые, но от этого не менее удивительные изменения в АПК РФ.

07.03.2014Потахина Дарья, Юридическая компания «Юс энд Лекс», juslex.ru

«Международное налогообложение 2017: вектор развития »»
Семинар 06.12.2016

Накануне вечером 6 марта в комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству был направлен «четвертый» пакет поправок, регламентирующих порядок работы арбитражных судов после ликвидации ВАС РФ. Ключевым законопроектом, представленным на подпись, стал законопроект № 466670-6 «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации».

Практически сразу законопроект получил звание Драконовских мер, поскольку поправки, представленные на рассмотрение Госдумы, трудно назвать прогрессивными, гуманными и эффективными.

Одним из потрясений стало исключение из АПК РФ главы 23 об оспаривании нормативных правовых актов. Исключая такое полномочие из компетенции арбитражных судов, законодатель, по сути, все дальше отодвигает от сторон надежду на правовое, законное и своевременное судебное разбирательство. Арбитражные суды лишатся и права рассматривать споры об определении кадастровой стоимости. Согласно законопроекту, эти полномочия переходят судам общей юрисдикции областного уровня. Кроме этого, ВАС окончательно потеряет «Вестник Высшего арбитражного суда». Картотека арбитражных дел также не упоминается в законе, хотя надежда на сохранение электронных систем правосудия все же остается – согласно поправкам, участники судебного разбирательства сохранят возможность отправлять документы в суд в электронном виде через доступные на официальном сайте суда сервисы.

Отдельно законопроект регламентирует порядок кассационного обжалования в арбитражных судах округов, заменивших собой федеральные арбитражные суды. Неутешительны изменения, согласно которым процесс обжалования в арбитраже строится на примере гражданского процесса – создается двухуровневая система обжалования. Первая, более привычная, по-прежнему потребует соблюдения сроков и формы подачи жалобы, рассмотрением таких обращений займутся арбитражные суды округов. Вторая, введение которой вызывает поток критики со стороны практикующих юристов, пройдет через экономическую коллегию ВС. Несмотря на то что признаки рассмотрения жалобы в таком порядке напоминают надзорное производство в Президиуме ВАС, доступность кассационного обжалования в коллегию ВС вызывает большие сомнения. Рассмотрением жалобы займется судья вышестоящей инстанции и примет решение о передаче ее в экономическую коллегию, при этом очевидно, что срок обжалования затянется, что с неизбежностью приведет к длительной правовой неопределенности для сторон.

Не меньшее удивление вызывают полномочия обновленной надзорной инстанции по экономическим спорам, дублирующей кассационную инстанцию второго уровня. Чрезвычайно широкими полномочиями наделен председатель ВС и его заместители. Фактически, данные лица наделяются правом не согласиться с мнением судьи, разрешающим вопрос о передаче поступившей жалобы на рассмотрении коллегии, и самостоятельно решить судьбу дела в части направления ее на дальнейшее рассмотрение.

Противоречивый характер реформирования арбитражных судов подтверждается и тем, что внесенные изменения, по сути, лишают стороны права на обжалование в порядке надзора по той причине, что созданный механизм двойной кассации блокирует дальнейшее движение дела в случае, если в процессе кассационного обжалования второй ступени суд выносит определение об отказе в передаче дела на рассмотрение коллегии. Очевидно, что подобное положение дел нисколько не приблизит правосудие к принципам доступности и справедливости, а вызовет противоположный эффект.

Более оптимистично звучат положения закона, позволяющие судьям объединенного ВС ссылаться в судебных актах на толкования ВАС в виде сохранивших силу постановлений Пленума и Президиума ВАС. Тем не менее, специалисты убеждены, что такая оговорка оставляет возможность ВС изменять своими постановлениями правовые позиции ВАС, которые со временем перестанут иметь значение для практики как «утратившие силу».

Бесспорно, рядовым юристам остается лишь выискивать крупицы здравого смысла в представленных на подписание поправках и искать способ примириться с достигшими апогея недоступностью и неэффективностью правосудия.

 


Прочитавших: 2477 Версия для печати

Последние публикации:

  • Расходы на риелторов
    Рассматривается вопрос уменьшения доходов от продажи квартир на расходы по их поиску






Translex - Юридически грамотный перевод

Аксином. Переводческие услуги для юридического сообщества

Staffwell




Каталог юр. фирм Новости Комментарии Периодика Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты