Верховный суд РФ удовлетворил требования торговой сети, которую Федеральная антимонопольная служба оштрафовала за отсутствие на сайте положенной по закону информации для потенциальных поставщиков. Кодекс об административных правонарушениях ничего не говорит о такой возможности, но служба прибегла к его расширительному телеологическому толкованию, и до последнего времени суды ее поддерживали. Но теперь такое окно возможностей закрыто.
С 15 июля 2016 года российские ритейлеры и их поставщики продовольственных товаров обязаны размещать на своих сайтах информацию об условиях отбора контрагента и о существенных условиях такого договора - это устанавливают части 1 и 2 статьи 9 закона о торговле, скорректированные законом №273-ФЗ. Ранее у потенциальных партнеров были еще один способ получения такой информации: ее надо было присылать в ответ на запрос.
Сразу же после вступления в силу поправок ФАС начала проверки... Всего служба выявила 154 нарушения в 42 регионах Российской Федерации.
Последовали и санкции. Управления ФАС начали штрафовать ритейлеров, применяя часть 1 статьи 14.41 Кодекса об административных правонарушениях, которая предусматривает штраф в размере до 500 тыс. рублей. Но проблема в том, что охранительная норма не поменялась после корректировки регулирующей - закона о торговле. КоАП по-прежнему предусматривает наказание за "непредоставление (. . .) запрашиваемой контрагентом информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров, о существенных условиях такого договора", а не за отсутствие соответствующей информации на сайтах сетей и их поставщиков в интернете.
Телеология ФАС
Представитель ФАС не ответил на вопрос "Интерфакса", как служба с юридической точки зрения объясняет возможность наложения штрафов по этой статье КоАП. В уже упоминавшемся докладе служба обращала внимание на "некорреспондирующиеся" нормы закона и КоАП, а также говорила о необходимости скорректировать кодекс, чтобы "привести (его) в соответствие" с нормами торгового законодательства.
Позицию службы можно попробовать оправдать телеологическим подходом к толкованию, считает юрист Линии Права Кирилл Коршунов.
Видимо, антимонопольный орган исходит из того, что право, не обеспеченное механизмом защиты, а также обязанность, не предполагающая ответственности за ее нарушение, являются "голыми" и неэффективными. Поэтому контролирующий орган, исходя из того, что часть 1 статьи 14.41 КоАП должна защищать права поставщиков на получение предусмотренной информации, штрафует торговые сети за неразмещение информации в интернете.
Полная версия статьи Интерфакc >>
|