Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты
Lawfirm.ru - на главную страницу

  Комментарии


Вечерние курсы М-Логос

Курсы повышения квалификации М-Логос

Курсы повышения квалификации Школы права Статут

Семинары школы права Статут


 


Реформа субсидиарной ответственности контролирующих лиц при банкротстве

29 июля 2017 года был принят Федеральный закон № 266-ФЗ, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» («Закон о банкротстве») в части облегчения привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности по долгам должника-банкрота. Поправки носят комплексный характер. Изменения коснулись как самого понятия контролирующего лица, так и порядка привлечения его к ответственности.

16.08.2017Адвокатское бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», www.epam.ru
Реклама:

"Аксином": Переводческие услуги для юридического сообщества» »»

1. Уточнение понятия контролирующего лица

Как и в предыдущей редакции Закона о банкротстве, контролирующим лицом признается такое лицо, которое имеет право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника. Однако Закон теперь устанавливает презумпцию наличия контроля и у лиц, которые извлекают выгоду из незаконного или недобросовестного поведения руководства компании.

При этом сохранилась открытость перечня оснований для признания лица контролирующим, в перспективе позволяющая судам вырабатывать дополнительные критерии для признания лица контролирующим.

Иммунитет от признания контролирующими лицами вводится в отношении миноритариев, связь которых с компанией ограничивается исключительно прямым владением менее чем 10% уставного капитала юридического лица и получением обычного дохода, связанного с этим владением. При этом законодатель не конкретизирует, что понимается под «обычным доходом» таких миноритариев.

2. Доказательственные презумпции против контролирующих лиц

Законом вводятся многочисленные доказательственные презумпции, а также механизмы перераспределения бремени доказывания:

a. Законодатель расширяет перечень обстоятельств, при наличии которых презюмируется причинно-следственная связь между действиями контролирующего лица и невозможностью полного погашения требований кредиторов. В частности, данная презумпция теперь прямо устанавливается в следующих случаях:

  • если документы, хранение которых являлось обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах, об обществах с ограниченной ответственностью, о государственных и муниципальных унитарных предприятиях к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют либо искажены;
  • если на дату возбуждения дела о банкротстве в Единый государственный реестр юридических лиц и (или) в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц не внесены подлежащие обязательному внесению сведения либо внесены недостоверные сведения о юридическом лице;
  • если должник стал отвечать признакам неплатежеспособности не вследствие действий и (или) бездействия контролирующего лица, однако после этого оно совершило действия и (или) бездействие, существенно ухудшившие финансовое положение должника.

b. Если уполномоченное лицо не исполнило обязанность по подаче заявления должника в арбитражный суд, на него возлагается бремя доказывания отсутствия причинной связи между невозможностью удовлетворения требований кредитора и нарушением данной обязанности.

c. Если лицо по неуважительным причинам не предоставило отзыв на заявление о привлечении его к субсидиарной ответственности или возражения оказались явно неполными, бремя доказывания отсутствия оснований для привлечения к субсидиарной ответственности может быть возложено на это лицо.

3. Возможность освобождения номинальных директоров от ответственности

Законом предусматривается новое правило, согласно которому контролирующее лицо освобождается от субсидиарной ответственности, или ее размер может быть уменьшен, если указанное лицо представит доказательства того, что: а) осуществляло функции органа управления номинально, и б) благодаря предоставленным этим лицом сведениям установлено фактически контролировавшее должника лицо и (или) обнаружено скрывавшееся им имущество. Важно подчеркнуть, что для освобождения от ответственности или уменьшения ее размера необходимо выполнение обоих указанных условий.

4. Расширение перечня способов распоряжения правом требования к контролирующему лицу

Закон вводит прямую норму о том, что кредиторы имеют право выбора способа распоряжения своим правом требования к контролирующему лицу: (1) взыскать долг самому, (2) продать право требования на торгах или (3) уступить его другому кредитору. При этом в случае, если кредитор не реализует свое право на выбор такого способа, в качестве общего правила применяется именно продажа права требования на торгах.

5. Сроки давности привлечения к ответственности контролирующих лиц

Изменения коснулись и сроков привлечения контролирующих лиц к ответственности. Закон устанавливает, что заявление о привлечении лиц к субсидиарной ответственности может быть подано в течение 3 лет со дня, когда лицо, имеющее право на подачу такого заявления, узнало или должно было узнать о наличии оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, но не позднее 3 лет со дня признания должника банкротом и не позднее 10 лет со дня, когда имели место действия и (или) бездействие, являющиеся основанием для привлечения к ответственности.

6. Особенности рассмотрения заявления о привлечении контролирующих лиц к ответственности вне рамок дела о банкротстве

В случае если заявление о привлечении к субсидиарной ответственности подано после прекращения конкурсного производства и по результатам завершения процедуры банкротства не удовлетворены требования более чем одного лица, имеющего право на подачу заявления о привлечении к субсидиарной ответственности, к рассмотрению заявления применяются следующие особенности:

a. в заявлении должен быть указан круг лиц, заинтересованных в привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности;

b. заявление рассматривается по правилам рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц (глава 28.1 АПК РФ) независимо от количества присоединившихся к требованию лиц;

c. предложение о присоединениик заявлению может быть сделано путем включения сообщения об этом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве;

d. в решении о привлечении лица к субсидиарной ответственности указывается сумма, взысканная в интересах каждого отдельного кредитора, и очередность погашения их требований;

e. выдавая исполнительные листы на принудительное исполнение решения о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, арбитражный суд помимо сведений о сумме, подлежащей выплате каждому кредитору, указывает очередность погашения требования каждого кредитора.

Кроме того, в случае возникновения необходимости заслушать мнения сторон при разрешении вопроса о принятии обеспечительных мер, суд проводит отдельное судебное заседание с извещением и вызовом сторон в порядке, предусмотренном АПК РФ.

7. Увеличение вознаграждения арбитражного управляющего как мера стимулирования применения субсидиарной ответственности

Законом предусматриваются дополнительные меры стимулирования привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности. Так, Законом предусмотрено, что арбитражный управляющий, подавший заявление о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующего лица, теперь сможет получить 30% средств, поступивших в конкурсную массу в связи с привлечением контролирующего лица к субсидиарной ответственности.

8. Заключение мирового соглашения контролирующими лицами с кредиторами

К важным нововведениям можно также отнести право контролирующих лиц заключать мировое соглашение с кредиторами, которое может быть утверждено арбитражным судом только при раскрытии контролирующим лицом сведений об имуществе в размере, достаточном для исполнения соглашения. В Законе указывается, что соглашение может быть утверждено только в отношении всех лиц на стороне лица, подавшего заявление о привлечении к ответственности, и в отношении всех лиц на стороне лица, привлекаемого к ответственности. При этом закон требует единогласного одобрения условий мирового соглашения всеми лицами на стороне лица, подавшего заявление о привлечении к ответственности. Однако положение о прекращении обязательств ответчика путем прощения всего долга или его части, понижения очередности исполнения требований отдельного кредитора может быть включено в мировое соглашение только по согласию данного кредитора, выраженному в письменной форме.

Действие поправок во времени

Поправки вступили в силу 30 июля 2017 года. Их действие распространяется на заявления о привлечении к субсидиарной ответственности, поданные с 1 июля 2017 года. Положения, связанные с рассмотрением заявлений о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности после признания должника банкротом, применяются к заявлениям, если процедуры конкурсного производства прекращены после 1 сентября 2017 года.

Авторы: старший юрист Евгений Гурченко и младший юрист Александр Свашенко

 


Прочитавших: 4235 Версия для печати

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Пресс-релизы

Суды и сделки

Анонсы

События





Translex - Юридически грамотный перевод

Аксином. Переводческие услуги для юридического сообщества

Staffwell




Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты