Широкому внедрению телемедицинских технологий в медицинскую систему препятствовали пробелы в правовом регулировании. В течение 2015–2016 гг. в публичной сфере обсуждалось несколько законопроектов о юридическом статусе телемедицинских технологий. Основные споры среди заинтересованных органов власти и общественности вызывало то, насколько телемедицинские сервисы могут заменить (или дополнить) существующие «физические» практики. Споры вызывали пределы внедрения и статус телемедицинских услуг, в частности возможность внедрения электронных рецептов и уравнивание виртуальных приемов у медицинских специалистов с классическим визитом в ЛПУ. Принятие Законопроекта в первом чтении является важным этапом в направлении закрепления юридического статуса и правил работы телемедицинских сервисов.
Законопроект определяет телемедицинские технологии достаточно широко. Это применяемые при оказании медицинской помощи информационно-коммуникационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие участников информационного обмена в процессе оказания медицинской помощи, в том числе их идентификацию и обмен медицинской документацией в электронном виде.
Законопроект закрепляет, в числе прочего:
-
возможность проведения консультаций пациентов и медицинских работников, а также возможность организации взаимодействия между медицинскими работниками с применением телемедицинских технологий при оказании медицинской помощи;
-
признание результатов дистанционного мониторинга состояния здоровья пациентов;
-
возможность выдачи юридически значимых медицинских документов (заключений, справок, рецептов на лекарственные препараты и медицинские изделия, в том числе на лекарственные средства, содержащие наркотические и психотропные вещества) в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью;
-
в целях организации использования телемедицинских технологий – создание Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее - ЕГИСЗ). Предусмотрено, что правила функционирования ЕГИСЗ будут разработаны Правительством РФ.
Отметим, что значительный ряд вопросов относится законопроектом к ведению Правительства и ответственных органов исполнительной власти (предположительно ими могут стать Минздрав, Росздравнадзор и, в части некоторых аспектов, Минкомсвязь и/или Роскомнадзор).
В отсутствие подзаконной нормативной базы практическое внедрение более продвинутых телемедицинских сервисов может быть затруднено, ведь даже при наличии закона технические особенности и правила взаимодействия будут отсутствовать, а выведенный на рынок сервис может потребовать адаптации к требованиям принятых впоследствии подзаконных нормативных актов.
Мы усматриваем ряд положений, конкретизация которых в Законопроекте (а не в подзаконных актах) была бы желательна, в частности:
-
требует уточнения механизм обеспечения согласия пациентов с внесением их данных в ЕГИЗС и идентификации пользователей в ЕГИЗС;
-
не определены пределы доступа к информации, содержащейся в ЕГИЗС, для различных категорий пользователей ЕГИЗС, в том числе страховых организаций, фармацевтических организаций (это имеет критическое значение для признания аптечными организациями рецептов в электронной форме);
-
учитывая существование на рынке множества частных информационных систем в области здравоохранения, важно предусмотреть порядок информационного обмена и защиты данных пациентов при переходе (интеграции) к ЕГИЗС;
-
целесообразно конкретизировать требования к сервисам и товарам, получающим информацию о здоровье пациентов в режиме реального времени, а также способы и круг лиц, которые могут использовать результаты такого удаленного мониторинга данных о здоровье пациента;
-
необходимо установить сроки, к которым уполномоченные государственные органы должны будут разработать и ввести в действие необходимые подзаконные акты.
Согласно Законопроекту его положения должны вступить в силу с 1 января 2018 года, а в части выдачи рецептов на препараты, подлежащие предметно-количественному учету, – с 1 января 2019 года.
Поправки к законопроекту должны быть представлены не позднее середины июля 2017 г. Мы будем информировать Вас о рассмотрении Законопроекта и изменениях, которые он будет претерпевать.
|
|
Владислав Вдовин
Руководитель группы Здравоохранение и фармацевтика/,
Коммерческая практика,
Goltsblat BLP
|
|
| |