ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
1) С 21.12.2016 вступают в силу изменения в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с которыми юридические лица будут обязаны вести учет своих бенефициаров, а за неисполнение данной обязанности вводится административная ответственность.
2) С 31.12.2016 для субъектов малого предпринимательства, арендующих нежилые помещения, принадлежащие Департаменту Городского Имущества города Москвы будет прекращена имущественная поддержка.
3) Развитие системы риск-ориентированного подхода в проверках предприятий розничной торговли.
4) Законодательные инициативы Роспотребнадзора и отраслевых ведомств России в сфере розничной торговли.
5) Правительством Российской Федерации был внесен законопроект о взыскании единственного жилья должников.
КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО:
1) Приняты изменения к законам об АО и ООО, которые уточняют положения о крупных сделках и сделках с заинтересованностью.
АРБИТРАЖ:
1) Исполнительный лист на решение третейского суда с 01.01.2017 можно будет получить втрое быстрее
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1) С 21.12.2016 вступают в силу изменения в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с которыми юридические лица будут обязаны вести учет своих бенефициаров, а за неисполнение данной обязанности вводится административная ответственность.
В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 23.06.2016 № 215-ФЗ (далее – «Закон № 215-ФЗ»), внесшим изменения в соответствующие нормативные правовые акты, введена обязанность юридических лиц располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных пп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – «ФЗ «О противодействии отмыванию доходов»).
Согласно вышеуказанным изменениям к числу обязанностей юридических лиц будет также относится ежегодное обновление сведений о своих бенефициарах, хранение таких сведений в течение 5 лет, а также предоставление этих сведений по запросу налоговых органов и иных, уполномоченных Правительством Российской Федерации, лиц.
Законом № 215-ФЗ вводится и соответствующая ответственность за неисполнение указанных обязанностей. Так, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – «КоАП РФ») дополнен ст. 14.25.1 в соответствии с которой неисполнение юридическим лицом обязанностей по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев таких сведений по запросу уполномоченных органов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей, на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Необходимо отметить, что Правительством Российской Федерации до настоящего момента не утвержден порядок и сроки предоставления уполномоченным органам подобной информации, однако для снижения риска привлечения к административной ответственности юридические лица со сложной корпоративной структурой уже сейчас должны предпринять все разумные меры для установления таких сведений в отношении своих бенефициаров.
2. С 31.12.2016 для субъектов малого предпринимательства, арендующих нежилые помещения, принадлежащие Департаменту Городского Имущества города Москвы будет прекращена имущественная поддержка.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 24.05.2016 N 272-ПП «О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП»(далее Постановление №272-ПП) внесшим изменения в Постановление Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 800-ПП «О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы» (далее постановление №800-ПП), Правительство Москвы ограничило срок имущественной поддержки для субъектов малого предпринимательства до 31.12.2016. Имущественная поддержка заключалась в виде установления ставки арендной платы в размере 3500 рублей за квадратный метр.
В настоящий момент, в случае истечения срока договора аренды, такой договор пролонгируется по новой ставке, при этом договор заключается без проведения конкурса.
Вместе с тем, стоит отметить, что отказ от подписания соглашения о пролонгации по новой ставке означает отказ от договора и утрату права пользования помещением. Обжаловать ставку не возможно, так как в этом случае субъект малого предпринимательства получает уведомление о прекращении договора. Также стоит отметить, что Департамент Городского Имущества города Москвы (далее Департамент Имущества) не обязан пролонгировать договор. При этом, новые договоры аренды с Департаментом Имущества по льготной ставке заключаться не будут.
На настоящее время, тем субъектам малого предпринимательства, у которых срок договора аренды не истек, могут продолжать использовать городское имущество по льготной аренде, до истечения срока договора.
Таким образом, субъектам малого предпринимательства, арендующим недвижимое имущество по льготной ставке, следует иметь в виду, что они будут вынуждены перейти на новую ставку арендной платы. Новая арендная ставка рассчитывается на основе оценки проводимой департаментом имущества города Москвы.
3. Развитие системы риск-ориентированного подхода в проверках предприятий розничной торговли.
В Январе 2017 года был опубликован Сводный план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Генеральной прокуратурой РФ (ссылка в сети Интернет www.plan.genproc.gov.ru/plan2017/). Согласно плану проверки подвергнуться примерно 386 тысяч хозяйствующих субъектов, в том числе компании из сферы розничной торговли (одежды, обуви, электроники), девелопмента и аренды (торговые и бизнес-центры).
Особое внимание уделено компаниям связи, торговым компаниям в сфере производства и продажи алкогольной продукции.
Повышенное внимание обусловлено присвоением компаниям категорий риска согласно риск-ориентированному подходу, внедренному Правительством РФ.
Согласно открытым источникам в сети Интернет, государственные органы контроля (надзора) уже начали присваивать категории риска на основании имеющихся сведений по результатам проверок.
Государственные органы - участники проекта:
-
МЧС;
-
Роструд;
-
Роспотребнадзор;
-
Ростехнадзор;
-
ФНС России.
Плановые проверки, в частности, проводятся указанными ведомствами в целях получения сведений о тех предприятиях, которые не подали ранее "Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности".
Таким образом, рекомендуем:
-
проверить соответствие кодов деятельности предприятия и сопоставить их с ранее поданными уведомлениями о начале предпринимательской деятельности;
-
вносить своевременные изменения в ЕГРЮЛ по всем необходимым разделам реестра;
-
проверить своевременность сдачи налоговых деклараций и иных документов по каждому виду деятельности.
4. Законодательные инициативы Роспотребнадзора и отраслевых ведомств России в сфере розничной торговли
В период с начала 2016 года государственными органами и отраслевыми ведомствами ведется активная правотворческая деятельность в сфере розничной торговли:
Обсуждаются:
- Особенности применения ККМ при торговле на выставках и ярмарках;
- Льготные условия аренды государственного или муниципального имущества российских некоммерческих организаций;
- Особенности регулирование прав потребителя в области дистанционной торговли;
- Регулирование оборота порошкового алкоголя;
Уже приняты:
- Процедура чипирования меховых изделий;
Вступили в силу:
- С 01.01.2017г., вступило в силу Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 21.06.2016 N 81 "Об утверждении СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах";
- С 21.05.2017 г. вступает в силу новая редакция ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки»;
Законодательные инициативы инициируются как самими отраслевыми ведомствами, например, Роспотребнадзором, так и иными ведомствами (Роструд, МинФин, Минэкономразвитие, Минпромторг и иные), а также некоммерческими организациями в сфере розничной торговли (ООО МиСП "ОПОРА РОССИИ"; Союз НСР; АКОРТ и иными).
Внесение законопроектов связано с развитием систем стандартизации на уровне Таможенного союза, а также со следующим:
-
становлением собственной системы контроля качества выпускаемой и реализуемой продукции на территории РФ и стран – участниц Таможенного союза;
-
борьбой с контрафактной продукцией;
-
снижением риска смертности и вреда для здоровья у потребителей;
Предстоящий период 2017 – 2020гг. возможно охарактеризовать как период большой реформы законодательства РФ в части развития и структурирования системы нормативных актов.
5. Министерство юстиции разработало порядок изъятия у должников единственного жилья.
Согласно предлагаемым поправкам в ГПК РФ, СК РФ, и ФЗ «об исполнительном производстве», взыскание может быть обращено на единственное жилье должника, если оно превышает двукратную норму площади жилого помещения, его стоимость превышает двукратную стоимость помещения соответствующего норме предоставления жилых помещений, на гражданина – должника и членов его семьи. При этом такая стоимость рассчитывается с учетом среднего удельного показателя кадастровой стоимости.
Также стоит отметить, что взыскание может быть обращено на долю в праве общей собственности.
При этом, стоит отметить, что взыскание не может быть обращено на жилое помещение являющееся предметом ипотеки.
При обращении взыскания на единственное имущество должника, устанавливается минимальный размер денежной суммы, на приобретение иного пригодного для проживания жилого помещения. Данная сумма рассчитывается с учетом средней кадастровой стоимости жилья, с учетом проживающих с должником членов его семьи. Но при расчете минимальной суммы не учитываются члены семьи должника имеющие иное пригодное для проживания жилое помещение.
Новое жилье должно быть приобретено должником в течении трех месяцев с момента обращения взыскания. В случае, если такое жилье приобретено не было, то денежные средства перечисляются в муниципальный бюджет. В этом случае жилье предоставляет орган местного самоуправления. После того, как жилье будет предоставлено, должник и члены его семьи обязаны освободить помещение в течении 14 дней.
Тем не менее, законодатель защищает права должников, устанавливая, недопустимость обращения взыскания при явной несоразмерности размера требования и стоимости имущества.
КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО:
1. Приняты изменения к законам об АО и ООО, которые уточняют положения о крупных сделках и сделках с заинтересованностью.
С 2017 года одобрять сделки с заинтересованностью будет не обязательно. Вместо этого общество должно будет лишь извещать о готовящейся сделке членов совета директоров, а также:
-
в ООО – незаинтересованных участников
-
в АО – членов правления. Исключения – когда в сделке заинтересованы все члены совета директоров или когда он не создан. В таких ситуациях уведомлять нужно членов правления и акционеров (п. 1.1 ст. 81 Закона об АО).
Тем не менее, одобрение сделки будет необходимо, в случае если того потребует генеральный директор, член совета директоров, участник ООО с долей не менее чем 1 процент уставного капитала общества либо акционер (акционеры) как минимум с 1 процентом голосующих акций.
Во всех остальных случаях, одобрение сделки является правом общества, но не обязанностью.
Указанные выше лица вправе обратиться к обществу с требованием предоставить информацию, касающуюся сделки, в том числе документы или иные сведения, подтверждающие, что сделка не нарушает интересов общества. Указанная информация должна быть предоставлена обратившемуся с требованием лицу в срок, не превышающий 20 дней с даты получения соответствующего требования.
Стоит отметить изменения касающиеся оспаривания подобных сделок:
Оспаривать крупные сделки и сделки с заинтересованностью имеют право следующие лица:
-
общество
-
член совета директоров (наблюдательного совета) общества;
-
акционер (участник), владеющий не менее чем одним процентом голосующих акций общества.
Новые обстоятельства, подлежащие доказыванию в суде:
-
истцу необходимо доказать осведомленность контрагента о том, что сделка являлась крупной сделкой и/или сделкой с заинтересованностью и об отсутствии надлежащего согласования сделки;
-
перераспределение бремя доказывания добросовестности.
АРБИТРАЖ:
1. Исполнительный лист на решение третейского суда с 01.01.2017 можно будет получить втрое быстрее.
Федеральным законом от 29.12.2015 N 409-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 3 части 1 статьи 6 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» в связи с принятием Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» внесены изменения в Главу 30 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ) «производство по делам, связанным с выполнением арбитражными судами функций содействия и контроля в отношении третейских судов».
Так, вышеназванным законом установлен новый срок для рассмотрения арбитражным судом заявления о выдаче исполнительного листа на решение третейского суда. Арбитражный суд будет рассматривать заявление о выдаче такого исполнительного листа в течение одного месяца со дня его поступления в арбитражный суд субъекта Российской Федерации, а не трех, как сейчас (ст. 238 АПК РФ).
До одного месяца также сокращен срок в отношении рассмотрения арбитражным судом заявления об отмене решения третейского суда (ст. 232 АПК РФ), а также заявления об отмене предварительного постановления третейского суда о наличии у него компетенции (ст.235 АПК РФ).
Необходимо отметить, что закон об изменении сроков вступил в силу еще 01.09.2016. Однако, месячный срок рассмотрения арбитражными судами заявлений о выдаче исполнительных листов на решения третейских судов, заявлений об отмене решений третейских судов и об отмене постановлений третейских судов предварительного характера о наличии у них компетенции будет применяться только с 01.01.2017. С 01.09.2016 до 01.01.2017 указанные заявления рассматриваются арбитражными судами в трехмесячный срок.
Таким образом, новый сокращенный срок в отношении рассмотрения арбитражными судами указанных заявлений будет применяться уже с 01.01.2017.
|