ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Новый порядок предъявления претензий перевозчику, связанных с перевозкой грузов железнодорожным транспортом
Приказом Министерства транспорта России от 31 марта 2016 года № 84 «Об утверждении Правил предъявления и рассмотрения претензий при перевозке грузов, порожних грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику, железнодорожным транспортом» был изменен порядок предъявления претензий перевозчику, связанных с перевозкой грузов железнодорожным транспортом.
Отметим, что изменения вступают в силу с 04 сентября 2016 года.
Согласно новому приказу, перечень лиц, наделенных правом предъявления претензии, был дополнен владельцами вагонов, контейнеров.Таким образом, право на предъявление претензии предоставляется грузоотправителю, грузополучателю, владельцу железнодорожного пути необщего пользования (в отдельных случаях), а также страховщику, который выплатил страховое возмещение в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиком обязательств по перевозке грузоотправителю, грузополучателю или владельцу вагонов, контейнеров.
Приказом уточнен перечень документов, который необходимо предъявить лицу, который обращается к перевозчику с претензией.
Размер ущерба, подлежащего возмещению, также был уточнен:
1) в случае утраты груза
· в размере стоимости утраченного груза;
· в размере суммы, на которую снизилась стоимость груза при невозможности восстановить поврежденный груз;
· в размере объявленной стоимости груза, сданного для перевозки с объявлением его ценности.
2) в случае недостачи или повреждения (порчи) груза
· в размере стоимости недостающего груза в случае его недостачи;
· в размере суммы, на которую снизилась стоимость груза;
· в размере доли объявленной стоимости груза, соответствующей недостающей или поврежденной (испорченной) части груза, сданного для перевозки с объявлением его ценности.
Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии такой информации - исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичный товар, либо на основании экспертной оценки. Однако, если перевозчик докажет, что объявленная ценность превышает действительную стоимость, перевозчик возмещает грузоотправителю, грузополучателю ущерб в размере действительной стоимости груза.
Наряду с возмещением ущерба перевозчик возвращает грузоотправителю, грузополучателю взысканную плату за перевозку груза и иные взысканные перевозчиком платежи, если данная плата не входит в стоимость такого груза.
В приказе также указывается, что перевозчик обязан отремонтировать либо возместить стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных перевозчиком вагонов, контейнеров или их узлов и деталей, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, владельцам вагонов, контейнеров и другим юридическим или физическим лицам в период их использования.
Позитивным изменением является введение обязанности перевозчика в случае частичного или полного удовлетворения претензии сообщить о планируемых сроках перечисления признанной претензионной суммы.
Однако обращаем Ваше внимание на то, что соблюдение претензионного порядка – крайне формальная процедура, практика складывается таким образом, что перевозчик отказывает в добровольной выплате в связи с несоблюдением претензионного порядка. Это приводит к затруднению во взыскании убытков. У нашей компании есть существенный опыт в разрешении споров с перевозчиками, в случае необходимости мы будем рады оказать Вам помочь.
КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО
Министерство Финансов Российской Федерации 3 августа опубликовало Письмо «О проведении работы в отношении юридических лиц, зарегистрированных после 1 августа 2016 года, имеющих признаки недостоверности»
Данное письмо уточняет признаки, которые свидетельствуют о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ. В частности, к таким признакам относятся:
1) лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица, выступает в качестве такового более чем в пяти юридических лицах;
2) участники юридического лица являются таковыми более чем в десяти юридических лицах;
3) адрес юридического лица, указанный в ЕГРЮЛ, является адресом более чем десяти юридических лиц;
4) наличие информации о вступлении в силу постановления по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым лицу, имеющему право без доверенности действовать от имени юридического лица, назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;
5) наличие информации о смерти лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица;
6) управляющая организация является таковой более чем в двадцати юридических лицах.
В случае, обнаружения одного из вышеупомянутых признаков, регистрирующих орган проводит различные мероприятия по проверке достоверности сведений (в том числе осмотр объекта недвижимости, получение объяснений от лиц, которым могут быть известны обстоятельства, имеющих значение для проверки, получение справок и т.д.).
Если по результатам проверки установлена недостоверность сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, его учредителям и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений. В случае непредставления таких сведений в течение 30 дней, орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений.
Внесение записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений может привести к ряду трудностей при ведении бизнеса. Так, в нашей практике мы часто сталкиваемся с тем, что недостоверность сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ служит основанием для отстранения участника от участия в государственном тендере, согласно части 3.1 статьи 53 ФЗ-44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", отказа банка в выдаче кредита, отказа в открытии расчетного счета и т.д.
Рекомендуем учитывать изменения в действующее законодательство и последствия при ведении деятельности.
29 августа 2016 года ФНС России разъяснила спорные вопросы при регистрации изменений в учредительные документы
В ходе рассмотрения Федеральной налоговой службой жалоб в сфере государственной регистрации часто возникают спорные ситуации при внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
По закону при увеличении уставного капитала общество с ограниченной ответственностью обязано представить для государственной регистрации изменений нотариально заверенное решение об увеличении своего уставного капитала.
Однако уставный капитал может увеличиться благодаря вкладам других обществ, которые присоединяются в результате реорганизации. В этом случае предоставлять заверенное решение об увеличении уставного капитала не нужно.
К такому выводу ФНС России пришла по итогам рассмотрения жалобы на отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью.
ТРУДОВОЕ ПРАВО
С 3 октября 2016 года вступают в силу изменения трудового законодательства, в соответствии с которыми запрещается выплачивать работникам заработную плату (в том числе премии) позднее 15 дней со дня окончания периода, за который она начислена, а также ужесточается ответственность и увеличивается размер компенсации за задержку выплаты заработной платы.
Указанные изменения предусмотрены Федеральным законом от 03.06.2016 № 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда» (далее – «ФЗ №272-ФЗ»). Данный Федеральный закон вносит ряд существенных изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, (далее – «КоАП»), Трудовой кодекс (далее – «ТК РФ») и Гражданский процессуальный кодекс (далее – «ГПК РФ»).
На данный момент порядок и сроки выплаты заработной платы предусмотрены ст. 136 ТК РФ, которая содержит положения о том, что заработная плата должна выплачиваться не реже, чем каждые полмесяца. Конкретные же сроки выплат должны быть предусмотрены правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным или трудовым договором. Ч. 6 ст. 136 ТК РФ в редакции ФЗ № 272-ФЗизложена в следующей редакции:
«Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена».
Таким образом, законодатель ограничил срок окончательного расчета с работником за отработанный месяц 15 числом следующего месяца. Стоит отметить, что большинство работодателей выплачивают заработную плату именно таким образом. Между тем, если в компании дата окончательного расчета установлена позднее 15 числа месяца, следующего за отработанным, необходимо внести изменения в соответствующие документы.
Положения о выплате заработной платы в части сроков таких выплат в полном объеме относятся и к срокам выплаты начисляемых в организации премий, в связи с чем, например, выплата годовой премии за 2016 год не может быть осуществлена позднее 15 января 2017 года.
Наряду с указанными нововведениями ФЗ № 272-ФЗ существенным образом улучшает права работников в связи с возможной задержкой выплат заработной платы. В ст. 236 ТК РФ вносятся изменения, в соответствии с которыми в случае задержки выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки. В настоящее время компенсация за задержку выплат, причитающихся работникам, рассчитывается в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.
Также, ФЗ № 272-ФЗ до 1 года увеличен срок, в течение которого работники могут обратиться в суд для разрешения спора, связанного невыплатой или неполной выплатой причитающихся им в соответствии с трудовым законодательством сумм. На данный момент данный срок составляет 3 месяца.
Стоит также обратить внимание на то, что ужесточена и ответственность за невыплату или задержку выплаты заработной платы и иных выплат, предусмотренных трудовым законодательством. С 3 октября 2016 года за совершение указанного правонарушения (если оно не образует признаков преступления) юридическое лицо может быть привлечено к ответственности в виде административного штрафа в размере от 30 000 руб. до 50 000 руб. В случае повторного привлечения юридического лица к ответственности за аналогичное правонарушение, размер штрафа составит от 50 000 руб. до 100 000 руб.
Рекомендуем до 3 октября у внимательно проверить действующие в организации локальные нормативные правовые акты, а также заключенные с работниками трудовые договоры на предмет их соответствия вступающим в силу изменениям и, при необходимости, внести в них соответствующие изменения.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Уточнен объем закупок у субъектов малого и среднего бизнеса
19 августа 2016 года было принято Постановление Правительства РФ N 819 "О внесении изменений в Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема", которым внесены изменения в п. 5 и 5 (1) Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема.
Так, с 1 января 2018 года годовой объем закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства увеличен с 10 до 15 процентов.
Напомним, что указанное Положение устанавливает особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее - закупки), годовой объем закупок, который такие виды юридических лиц обязаны осуществить у указанных субъектов, а также порядок расчета годового объема закупок.
Ранее Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" было установлено, что совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных заказчиками с субъектами малого и среднего предпринимательства по результатам закупок, должен был составлять не менее чем 10 процентов совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок.
Годовой объем закупок, которые планируется в соответствии с проектом плана закупки или утвержденным планом закупки осуществить по результатам закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, должен был составлять не менее 10 процентов совокупного годового стоимостного объема закупок, планируемых к осуществлению в соответствии с проектом плана закупки или утвержденным планом закупки.
Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2018 года.
Предлагается установить исчерпывающий перечень документов, которые заказчики вправе потребовать в составе заявки при осуществлении закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» разработан во исполнение пункта 9 плана мероприятий «дорожная карта» по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, которыми предусмотрена подготовка проекта федерального закона, предусматривающего установление исчерпывающего перечня документов, которые заказчики вправе потребовать в составе заявки от участников закупки, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, а также требований к указанным документам.
Согласно данному проекту ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ будет дополнена пунктами 101-104, устанавливающими исчерпывающий перечень документов, требуемых от участника закупки.
Так, заявка на участие в закупке, осуществляемой в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, должна содержать следующие сведения:
1) наименование участника закупки;
2) выписка из единого государственного реестра юридических лиц;
3) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника закупки - юридического лица;
4) требования к описанию поставляемого товара, который является предметом закупки;
5) копии учредительных документов участника закупки;
6) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги,
и иные сведения, перечисленные в п. 101 Проекта.
В пояснительной записке к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» указано, что в настоящее время Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ рамочно регулирует закупочную деятельность отдельных видов юридических лиц. Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке устанавливаются заказчиками самостоятельно в документации о закупке, что приводит к невозможности участия в такой закупке.
Таким образом, предлагаемые законодательные изменения позволят исключить случаи закупок товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные требования, предъявляемые к участникам закупок, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства.
Изменения в законодательстве о торговле
Передача информации о выручке онлайн
Согласно поправкам в ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22.05.2003 N 54-ФЗ кассовые машины смогут передавать информацию о выручке и осуществленных операциях онлайн в налоговые органы. Однако обязанность по выдаче чеков покупателям или пересылки им их на электронную почту сохранится. Начиная с 1 июля 2018 года применение контрольно-кассовых машин будет обязательно для всех торговых предприятий и индивидуальных предпринимателей.
Маркировка меховых изделий
8 сентября 2015 года участники Евразийского экономического сообщества подписали соглашение о начале пилотного проекта маркировки меховых изделий идентификационным значком (КИЗ). С 1 апреля 2016 года все меховые изделия должны иметь такие значки (код ТНВЭД 4303) за исключением сумок, портфелей, чемоданов, обуви, головных уборов, игрушек и т.п.
Регистрация в системе маркировки меховых изделий осуществляется в сети Интернет на сайте www.nalog.ru, далее производится заказ маркировочных значков на государственном предприятии. Меха могут быть промаркированы как на складе производителя за рубежом, так и на таможенном складе. После маркировки при таможенном оформлении товары проходят декларирование, в декларации указываются номера маркировки. При продаже меха покупатель обязательно информируется о номере маркировки.
Все меховые изделия без маркировки будут конфисковаться и уничтожаться. Госорганы РФ будут предоставлять указанные значки российским и иностранным производителям и поставщикам для импорта или экспорта меховых изделий. Онлайн контроль будет функцией Таможни и Налоговых органов России. Все меховые изделия могут быть проверены онлайн на сайте nalog.ru.
Данные правила начали действовать в РФ с 11 августа 2016.
В случае если деятельность Вашей компании связана с меховыми изделиями, мы рекомендуем учитывать данные изменения.
ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Уточнены правила применения режима безлицензионного экспорта контролируемых товаров
22 августа 2016 года вступили в силу Правила осуществления внешнеэкономической деятельности в случае применения режима безлицензионного экспорта отдельных видов контролируемых товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2016 № 810 (далее – «Правила применения режима безлицензионного экспорта»). Напомним, что в соответствии с положения ФЗ от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» (далее – ФЗ «Об экспортном контроле») безлицензионный экспорт отдельных видов контролируемых товаров вправе осуществлять только российские юридические лица, включенные в специальный реестр и отвечающие определенным требованиям (российские уполномоченные организации). Порядок осуществления внешнеэкономической деятельности при применении режима безлицензионного экспорта отдельных видов контролируемых товаров устанавливается Правительством РФ.
В соответствии с вышеуказанными Правилами определены следующие условия применения режима безлицензионного экспорта:
1. Требования к условиям договора
- в договоре должны быть включены положения, определяющие цели и место использования контролируемых товаров;
- договор также должен содержать положения, предусматривающие обязательства иностранных получателей в отношении использования контролируемых товаров, предусмотренные ФЗ «Об экспортном контроле». К таким обязательствам согласно ст. 18 ФЗ «Об экспортном контроле», в частности относится письменное обязательство иностранного лица о том, что указанные товары и технологии не будут использоваться в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки. Если иностранные получатели являются посредниками, то указанные обязательства принимаются также конченными пользователями контролируемых товаров (при этом обязательства последнего могут быть оформлены в виде отдельного документы;
2. Ограничения безлицензионного экспорта
- российская уполномоченная организация должна иметь документ, подтверждающий страну происхождения контролируемых товаров, а также идентификационное заключение, подтверждающее их принадлежность к отдельными видам контролируемых товаров[1];
- не допускается безлицензионный экспорт в случае, если контролируемые товары поставляются иностранному получателю с последующей их передачей конечным пользователям в иностранных государствах, на которые не распространяется действие режима безлицензионного экспорта;
3. Отчетность
- российские уполномоченные организации обязаны предоставлять в письменной или электронной форме в ФСТЭК информацию об осуществленном безлицензионном экспорте контролируемых товаров, указав и приложив следующие сведения и документы[2]:
· наименование, количество и стоимость экспортированных товаров;
· наименований государств, куда эти товары были экспортированы, и их иностранных получателей (конечных пользователей);
· договор между российской уполномоченной организацией и иностранным лицом о поставке контролируемых товаров;
· документ, подтверждающий страну происхождения товара;
· идентификационное заключение.
[1] Российское происхождение товаров определяется в соответствии с Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 20 ноября 2009.
[2] Указанная информация с приложением копий документов предоставляется ежеквартально, до 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем отчетного квартала.
|