Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты
Lawfirm.ru - на главную страницу

  Статьи


Вечерние курсы М-Логос

Курсы повышения квалификации М-Логос

Курсы повышения квалификации Школы права Статут

Семинары школы права Статут


 


Статистика обращений бизнеса в Конституционный Суд РФ

Cпецифика подготовки жалобы в КС РФ такова, что даже при явном наличии оснований для обращения в КС РФ правильно их «препарировать» и «подать» бывает очень сложно. А это нередко играет с заявителями «злую шутку» — неверно сформулированный предмет обращения или не на том сделанные акценты неминуемо ведут к отказу КС РФ в принятии жалобы к рассмотрению (аналогом может служить обращение в ЕСПЧ). Мы впервые подготовили статистику обращений юридических лиц в КС РФ. Она явно свидетельствует о том, что в среднем подобных обращений от бизнеса в КС РФ поступает около 120 в год, т.е. около 10 в месяц, что не так уж и мало, особенно с учетом того, что бизнес обращается в КС РФ, как правило, уже после того, как дело прошло все судебные инстанции вплоть до ВАС РФ.

02.10.2013Коллегия адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры», www.rospravo.ru
Реклама:

"Аксином": Переводческие услуги для юридического сообщества» »»

Исходя из информации, имеющейся на сайте Конституционного Суда РФ (КС РФ), а также доступной в СПС «КонсультантПлюс» и «Гарант», общее число обращений юридических лиц в КС РФ, прошедших Секретариат, т.е. удовлетворяющих формальным требованиям ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», за последние три года (с 2011 г. и до конца сентября 2013 г.) составило 320.

Эта цифра составляет примерно 3 — 4 % от общего числа оформленных по всем правилам ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» обращений граждан и их объединений, поданных в КС РФ за рассматриваемый период (что скорее говорит не о малом числе обращений бизнеса в КС РФ, а о чрезвычайно большом потоке обращений в КС РФ со стороны физических лиц; соответственно, указанный процент в данном случае весьма относителен).

Из указанных 320 обращений 95 % — это обращения бизнеса (коммерческих организаций).

При этом в большинстве случаев обращения бизнеса в КС РФ связаны с вопросами:

1)                  арбитражного судопроизводства, в которых оспаривается конституционность положений АПК РФ (30,7%);

2)                  гражданского права (25,1%);

3)                 налогового права и административного права (подробную статистику обращений бизнеса в КС РФ по тематикам см. на графике ниже).

Такая статистика не является экстраординарным явлением — особенно, если принимать во внимание, что бизнес так или иначе существует и строит свою деятельность в сфере частноправовых отношений, постоянно взаимодействует с налоговыми и иными проверяющими органами, а с вопросами арбитражного процесса сталкивается в ходе разрешения споров в государственных арбитражных судах.

 

 

При этом весьма показательно то, что из указанных 320 обращений юридических лиц только девять былиприняты КС РФ к рассмотрению, а из этих девяти — только восемь были удовлетворены.

Под «удовлетворением» мы понимаем две ситуации — когда по итогам рассмотрения обращения КС РФ было вынесено постановление, в котором он:

  1. либо признал обжалованные законоположения не соответствующими Конституции РФ,
  2. либо воздержался от признания обжалованных законоположений не соответствующими Конституции России, однако дал указание законодателю внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения, признав, таким образом, наличие проблемы, которая в отсутствие соответствующего правового регулирования создает ситуацию нарушения норм Конституции и конституционных прав тех или иных лиц.

По итогам анализа остальных 311 обращений юридических лиц, которым удалось «пройти» Секретариат КС РФ и попасть на предварительное изучение судей КС РФ в порядке ст. 41 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», КС РФ были приняты определения об отказе в принятии их к рассмотрению (см. статистику принятия к рассмотрению и удовлетворения обращений юридических лиц на графике ниже).

Далее, анализируя восемь успешных обращений юридических лиц в КС РФ и принятых по их итогам постановлений, необходимо отметить, что шесть из них (за исключением тех двух дел, в которых КС РФ фактически воздержался от признания нормы неконституционной — по обращению ЗАО «Авиационная компания «Полет», ОАО «Авиакомпания «Сибирь», ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и по обращению ООО «Авеста») содержат оговорку о необходимости пересмотра судебных актов по делу заявителя по новым обстоятельствам.

Таким образом, во всех случаях, когда обжалованные законоположения были признаны КС РФ противоречащими Конституции РФ, он включил в резолютивную часть постановления соответствующее указание. Необходимо понимать, что без него полноценно «воспользоваться» результатом обращения в КС РФ, а именно — пересмотреть дело, рассмотренное до этого государственными судами (арбитражными судами либо судами общей юрисдикции), и добиться судебной защиты с учетом позиции КС РФ — попросту невозможно.

Причем иногда это не удается сделать и при наличии такого указания (см., например, акты государственных арбитражных судов по делу ОАО «АК «Транснефтепродукт»). И не в последнюю очередь такая ситуация складывается в силу чересчур формального подхода арбитражных судов к вопросу о возможности пересмотра судебных актов по новым обстоятельствам (в связи с позицией КС РФ), что в действительности может быть следствием нежелания судов «следовать» воле КС РФ и является одним из проявлений противостояния высших судов друг другу (подробнее информацию об итогах пересмотра судебных актов по новым обстоятельствам по соответствующим делам см. в таблице ниже).

Пять из рассматриваемых постановлений КС РФ также содержат указание федеральному законодателю (а в некоторых случаях и Правительству РФ) внести в действующее правовое регулирование соответствующие изменения, учитывающие позицию КС РФ.

Как представляется, такое указание является хорошим подспорьем в деле борьбы с повторением аналогичных ситуаций с нарушением конституционных прав в будущем. Правда, как опять же подтверждает сама практика КС РФ, а также правоприменительная судебная практика, даже такие указания КС РФ государственными органами — в нарушение принципа верховенства Конституции РФ и положений ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» о юридической силе решений КС РФ (ст. 79, ст. 100) — иногда игнорируются. Таковы, например, случай неисполнения арбитражными судами Постановления КС РФ № 1-П от 21 января 2010 г., что повлекло за собой принятие КС РФ Постановления № 25-П от 8 ноября 2012 г. по обращению ОАО «АК «Транснефтепродукт», а также случай неисполнения федеральным законодателем указания, данного КС РФ в Постановлении от 13 июля 2010 года № 15-П, в связи с чем впоследствии понадобилось принятие уже другого нового Постановления от 26 ноября 2012 г. № 28-П — по обращению ООО «Авеста».

Кроме того, четыре из рассматриваемых постановлений КС РФ (по обращениям ЗАО «Авиационная компания «Полет», ОАО «Авиакомпания «Сибирь» и ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр»; ООО «Авеста»; ООО «Маслянский хлебоприемный пункт»; ООО «Тополь») содержат особые мнения, которые сами по себе юридического значения для судьбы дела заявителя не имеют, однако свидетельствуют о сложности правовой материи и неоднозначности и спорности выводов, к которым в итоге пришел КС РФ.

На нашем сайте в таблице приведены краткие обобщенные сведения в отношении «успешных» 8 обращений юридических лиц в КС РФ за последние три года.

Исходя из собранных и приведенных выше статистических данных, может показаться, что обращения юридических лиц в КС РФ — относительно редкое явление — особенно по сравнению с обращениями физических лиц (последних в год поступает в КС РФ около 16—18 тысяч). Но это только «относительно».

Безотносительно чего бы то ни было приведенная статистика явно свидетельствует о том, что в среднем подобных обращений от бизнеса в КС РФ поступает около 120 в год, т.е. около 10 в месяц, что не так уж и мало, особенно с учетом того, что бизнес обращается в КС РФ, как правило, уже после того, как дело прошло все судебные инстанции вплоть до ВАС РФ.

На наш взгляд, это свидетельствует о том, что обращения в КС РФ стали все чаще восприниматься бизнесом каксерьезный механизм защиты прав, который — в случае, если удастся добиться принятия дела к рассмотрению и вынесения КС РФ постановления — дает возможность пересмотреть состоявшиеся по делу судебные акты по новым обстоятельствам (в связи с позицией КС).

Другое дело, что специфика подготовки жалобы в КС РФ такова, что даже при явном наличии оснований для обращения в КС РФ правильно их «препарировать» и «подать» бывает очень сложно. А это нередко играет с заявителями «злую шутку» — неверно сформулированный предмет обращения или не на том сделанные акценты неминуемо ведут к отказу КС РФ в принятии жалобы к рассмотрению (аналогом может служить обращение в ЕСПЧ).

Тем не менее, игнорировать практику и подходы КС РФ сегодня недальновидно. Внимание к ним и их активное использование может помочь усилить процессуальные документы, подаваемые в государственные арбитражные суды и суды общей юрисдикции, а также даст понимание того, в каких случаях имеются шансы на обращение в КС РФ, если через суд добиться защиты так и не удалось.

Как представляется, эффективность механизма конституционно-правовой защиты прав бизнеса посредством обращения в КС РФ в будущем будет только возрастать.

Более полную информацию об обращении в КС РФ можно получить на сайте

1Акты по делу размещены на: http://kad.arbitr.ru/Card/3d93f1d6-7646-4e25-96f5-a2d5cc540499.

2Акты по делу размещены на: http://kad.arbitr.ru/Card/87d6f0a7-f03d-431c-96a7-d1b655fbab26.

3Акты по делу размещены на: http://kad.arbitr.ru/Card/59d32000-191a-4df3-8ddb-fba81193deb5.

4Акты по делу размещены на: http://kad.arbitr.ru/Card/7c474478-5b33-4360-a84a-bd8abbf322bd.

 

Оценка статьи :Оценка четыре балла
Голосов: 17
Ваша оценка

Прочитавших: 7831


Прочитавших: 7831 Версия для печати
Оценка статьи :Оценка четыре балла
Голосов: 17
Ваша оценка

Последние публикации:



Translex - Юридически грамотный перевод

Аксином. Переводческие услуги для юридического сообщества

Staffwell




Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты