Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты
Lawfirm.ru - на главную страницу

  Статьи


Вечерние курсы М-Логос

Курсы повышения квалификации М-Логос

Курсы повышения квалификации Школы права Статут

Семинары школы права Статут


 


«ВЫШЕСТОЯЩИЙ НАЛОГОВЫЙ ОРГАН» В КОНТЕКСТЕ ОБЖАЛОВАНИЯ АКТОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ



15.12.2002Александр Сергеевич Захаров, Отдел судебно-правовой работы Юридического департамента МНС России

 Объективность написания данной статьи диктуется необходимостью предоставления налогоплательщику информации о понятии «вышестоящий налоговый орган», широко используемом в «Разделе VII. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц» Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку единая система органов исполнительной власти в Российской Федерации устанавливается отличными от Налогового кодекса Российской Федерации нормативными правовыми актами.

В соответствии со статьей 137 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действие или бездействие нарушают их права.

Согласно пункту 1 статьи 138 Налогового кодекса российской Федерации акты налоговых органов, действия или бездействия их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Современная система налоговых органов Российской Федерации представляет собой сложный механизм иерархической подчиненности. Она состоит из федерального органа исполнительной власти – Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России), органа власти субъекта Российской Федерации, подчиняющегося непосредственно Министерству – Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъекту Российской Федерации (УМНС России по субъекту), и инспекций Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по районам, районам в городах, городам без районного деления (ИМНС России), инспекций Министерства Российской Федерации по налогам и сборам межрайонного уровня (Межрайонная ИМНС России), которые подчиняются Управлениям по субъектам. Также в последнее время в рамках администрирования налогообложения крупного налогоплательщика Министерством Российской Федерации по налогам и сборам созданы налоговые инспекции непосредственного подчинения федеральному органу исполнительной власти – межрегиональные инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (Межрегиональная ИМНС России).

Необходимо отметить, что законодательное определение понятия «федеральный орган исполнительной власти» в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует. Впервые о системе федеральных органов исполнительной власти говорит статья 71 Конституции Российской Федерации, которая в пункте «г» относит установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти к исключительному ведению Российской Федерации. 

Основой существования любого федерального органа власти в нашей стране является Конституция Российской Федерации. Так согласно пункту 1 статьи 112 Конституции Российской Федерации Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложение о структуре федеральных органов исполнительной власти.

Федеральные органы исполнительной власти являются инструментами реализации направлений политики Российской Федерации, отнесенных статьей 71 Конституции Российской Федерации к исключительному ведению Российской Федерации, среди которых в пункте «з» находятся федеральные налоги и сборы.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 27.01.99 № 2-П «По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации» в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство Российской Федерации, состоящее из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" и иных федеральных законов. По вопросам, касающимся системы федеральных органов исполнительной власти, не урегулированным законодателем, Президент Российской Федерации может издавать указы, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

В настоящее время структура федеральных органов исполнительной власти, в раздел «II.Федеральные министерства» которой входит Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России[1]), установлена и утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17.05.2000 № 867.

Пунктом «и» статьи 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов относится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 77 Конституции Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации.

В соответствии со статьей 110 «Главы 6. Правительство Российской Федерации» Конституции Российской Федерации исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации, состоящее из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя и федеральных министров. Часть 2 статьи 114 Конституции устанавливает, что порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

Абзацами 4, 5 статьи 12 Федерального конституционного закона от 17.12.97 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» устанавливается, что Правительство Российской Федерации утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, а также устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 № 783 было утверждено Положение о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, согласно которому Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей налогоплательщиками, участвующим в выработке налоговой политики и осуществляющим ее с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов, сборов и других обязательных платежей, обеспечивающим межотраслевую координацию, государственный контроль и регулирование в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также осуществляющим в установленном порядке валютный контроль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Пунктами 2, 3 Положения устанавливается, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам осуществляет возложенные на него функции и полномочия непосредственно и через свои территориальные органы.

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальные органы - управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам межрайонного уровня (далее именуются - налоговые органы) образуют единую централизованную систему налоговых органов.

Необходимо заметить, Положение не устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов МНС России, однако закрепляет в подпунктах 23 и 29 пункта 8 права МНС России создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке территориальные органы и находящиеся в ведении Министерства организации, а также осуществлять другие права, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, нормативно-правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Иначе говоря, опять же согласно абзацам 4, 5 статьи 12 Федерального конституционного закона от 17.12.97 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Министерство Российской Федерации по налогам и сборам вправе устанавливать порядок создания и деятельности своих территориальных органов.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 10 Положения Министр Российской Федерации по налогам и сборам издает в пределах своей компетенции приказы, распоряжения, дает указания, обязательные для исполнения работниками центрального аппарата Министерства и его территориальных органов.

Пунктом 11 Положения установлено, что МНС России в пределах своей компетенции издает самостоятельно и совместно с другими федеральными органами исполнительной власти нормативные правовые акты.

Таким образом, порядок создания и функционирования территориальных органов МНС России в настоящее время регулируется следующими актами, изданными Министерством: Приказ МНС России от 21.05.99 № ГБ-3-20/150«О системе органов Министерства Российской Федерации по налогами сборам и его подведомственных организациях»; Временное положениеоб Управлении Министерства Российской Федерации по налогами сборам по субъекту Российской Федерации(утвержденное МНС России 22.06.99), доведенное письмом МНС России от 25.06.99 № ВТ-6-20/508;Приказ МНС России от 24.08.2000 № БГ-3-20/307«Об утверждении Положения и типовой структуры межрегиональнойинспекции МНС России по федеральному округу»; Приказ МНС России от 24.12.99 № АП-3-26/413 «Об утверждении Положения о Межрегиональной государственнойинспекции МНС России по контролю за налогообложениеммалого бизнеса и сферы услуг»; Приказ МНС России от 21.06.99 № АП-3-20/186«Об утверждении Положения о Межрегиональной инспекции МинистерстваРоссийской Федерации по налогам и сборам по контролю за алкогольнойи табачной продукцией»; Приказ МНС России от 18.05.99 № ГБ-3-34/140«Об утверждении Положения о межрегиональной государственнойналоговой инспекции по оперативному контролюпроблемных налогоплательщиков»; Приказ МНС России от 5.04.2002 № БГ-3-30/179 «О создании межрайонных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам»; Приказ МНС России от 3.09.2001 № БГ-3-34/329 «Об утверждении Положения о Межрегиональной инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1».

 

Нормативные правовые акты:

 

1.Конституция Российской Федерации;

2.Федеральный конституционный закон от 17.12.97 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;

3.Постановление Правительства РФ от 16.10.2000 № 783«Об утверждении Положения о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам».

 

Акты Конституционного Суда Российской Федерации:

 

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27.01.99 № 2-П «По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации».

 

Акты Министерства Российской Федерации по налогам и сборам:

 

1.Приказ МНС России от 21.05.99 № ГБ-3-20/150«О системе органов Министерства Российской Федерации по налогами сборам и его подведомственных организациях»;

2.Временное положениеоб Управлении Министерства Российской Федерации по налогами сборам по субъекту Российской Федерации(утвержденное МНС России 22.06.99), доведенное письмом МНС России от 25.06.99 № ВТ-6-20/508;

3.Приказ МНС России от 24.08.2000 № БГ-3-20/307«Об утверждении Положения и типовой структуры межрегиональнойинспекции МНС России по федеральному округу»;

4.Приказ МНС России от 24.12.99 № АП-3-26/413 «Об утверждении Положения о Межрегиональной государственнойинспекции МНС России по контролю за налогообложениеммалого бизнеса и сферы услуг»;

5.Приказ МНС России от 21.06.99 № АП-3-20/186«Об утверждении Положения о Межрегиональной инспекции МинистерстваРоссийской Федерации по налогам и сборам по контролю за алкогольнойи табачной продукцией»;

6.Приказ МНС России от 18.05.99 № ГБ-3-34/140«Об утверждении Положения о межрегиональной государственнойналоговой инспекции по оперативному контролюпроблемных налогоплательщиков»;

7.Приказ МНС России от 5.04.2002 № БГ-3-30/179 «О создании межрайонных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам»;

8.Приказ МНС России от 3.09.2001 № БГ-3-34/329 «Об утверждении Положения о Межрегиональной инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1».

 

При подготовке аналитического материала использовались данные Справочной правовой системы ГАРАНТ.

 

C 2002, А.С.Захаров

 

 



[1] Распоряжение Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации от 4.07.2000 № 903/676 «О перечне полных и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти.

Оценка статьи :Оценки пока нет
Ваша оценка

Прочитавших: 3522


Прочитавших: 3522 Версия для печати
Оценка статьи :Оценки пока нет
Ваша оценка

Последние публикации:



Translex - Юридически грамотный перевод

Аксином. Переводческие услуги для юридического сообщества

Staffwell




Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты