Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты
Lawfirm.ru - на главную страницу

  Статьи


Юридические семинары М-Логос

Курсы повышения квалификации М-Логос

Курсы повышения квалификации Школы права Статут

Семинары школы права Статут


 


Муниципальные образования пока не вправе оспорить кадастровую стоимость частного объекта недвижимости

В Иркутской области разыгрался кадастровый спор, разрешенный в итоге только Конституционным Судом Российской Федерации.

16.02.2017ООО "Ай-Эс Консалтинг", www.iscons.ru
Реклама:

Бюро переводов ТРАНСЛЕКС: точный юридический перевод и лингвистическое сопровождение бизнеса »»

До высшей судебной инстанции дошли собственник земельного участка, ОАО «Группа Илим», и получатель земельного налога, Администрация муниципального образования г. Братска. Общество оспорило кадастровую стоимость, утвержденную на 1 января  2012 года в 7,11 млрд. руб.  Комиссия, удовлетворив жалобу, установила ее на рыночном уровне, определенном отчетом об оценке в 0,45 млрд. руб. Второй отчет об оценке, на 1,62 млрд. руб., подала уже в Суд Администрация. В итоге, судебная экспертиза определила рыночную стоимость в 5,68 млрд. руб.

Но апелляционная инстанция производство по делу прекращает.

Основание к этому - положение части первой статьи 24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности»: «Результаты определения кадастровой стоимости недвижимости, находящейся в гос. или муниципальной собственности,  могут быть оспорены органами государственной власти и местного самоуправления».

То есть органы вправе оспаривать кадастровую стоимость лишь тех объектов недвижимости, которые находятся в муниципальной собственности.

В кассационных жалобах Администрации отказано. Чиновники идут в Конституционный суд, где просят признать положение 135-го ФЗ противоречащим Конституции и  нарушающим конституционные права органов местного самоуправления на судебную защиту и на формирование местного бюджета.

 

Конституционный Суд Российской Федерации вынес Постановление от 5 июля 2016 года N 15-П, где пришел к двум основным выводам:

  1. Положение не противоречит Конституции, как устанавливающее общий порядок оспаривания органами местного самоуправления кадастровой стоимости, который предусматривает возможность такого оспаривания в отношении объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности.

  2. Положение не соответствует Конституции в той мере, в какой оно препятствует данным органам в судебном порядке оспаривать кадастровую стоимость частного земельного участка в случаях, когда та существенно снижена  по заявлению собственника на основании установления рыночной стоимости, чем может затронуть законные интересы муниципального образования, связанные с налоговыми доходами в местный бюджет.

 

Недавно мнение к постановлению опубликовал судья КС РФ Константин Викторович Арановский:

-  Конституционный Суд Российской Федерации не требует решительных изменений в законодательстве. Напротив, порядок пересмотра кадастровой стоимости должен по-прежнему быть ограничен по составу участников.

 

- Правонарушающие посягательства на фискально-бюджетные интересы возможны. Однако нужно учесть, что спор о кадастровой и рыночной стоимости не предназначен их пресекать и привлекать виновных. Он протекает в узких рамках, где можно проверить лишь исполнение правил и стандартов оценки, исходные сведения и материалы.

 

- Если состоялось противоправное посягательство, то есть уголовная, административная ответственность, прокурорский надзор.   Не исключены и споры о соблюдении правил или о недействительности государственного контракта на выполнение кадастровой оценки. В любом случае, пока закон не позволяет решить, что считать существенным отклонением рыночной стоимости от государственной кадастровой стоимости, муниципальные образования не вправе на соответствующий административный иск.

 

- Дело заявителя нельзя пересмотреть. Земельный участок  сменил в 2015 году категорию и получил новую кадастровую стоимость. Акт об установлении ее в 0,73 млрд. руб. заменил прежние оценки и упразднил предмет спора. Нет ничего, что позволяло бы судить о несогласии Администрации с новой стоимостью. Если Заявитель с ней согласен, то с его же позиции это значит, что многократно завышена государственная кадастровая стоимость участка, а не занижена рыночная.

 

- Государственная кадастровая, как и оценочно-рыночная стоимость образует заведомо условную величину и подлежит признанию не за точное соответствие фактам состоявшихся сделок, а в силу закона. В отличие от подвижных цен на рынке, оценочная стоимость, исчисленная однажды, неизменна до следующей оценки. Исходные различия в выборе методов делают неизбежными несовпадения оценки. Даже контрастную разницу нельзя уверенно связывать со злоупотреблениями.

 

Из постановления КС РФ  очевидно, насколько важен выбор независимого оценщика в долгосрочные партнеры. 

Оценка статьи :Оценка пять баллов
Голосов: 1
Ваша оценка

Прочитавших: 746

 


Прочитавших: 746 Версия для печати
Оценка статьи :Оценка пять баллов
Голосов: 1
Ваша оценка

Последние публикации:

  • Налоговая защита Арктики
    Рассказывается предложение применять ускоренную амортизацию по природоохранному имуществу в Арктике
Open Day Pericles





Translex - Юридически грамотный перевод

Аксином. Переводческие услуги для юридического сообщества

Staffwell




Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты